Исследовательская группа историко-краеведческого клуба «Петрополь» продолжает поисковую работу в рамках межрегионального проекта «Спасенное детство». Уходящее лето стало для ребят очень продуктивным. Они познакомились с документами Центрального государственного архива, побывали в фондах Государственного Музея истории, поработали с уникальными материалами музеев Академии постдипломного педагогического образования и народного музея «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда» педагогического колледжа №8. Ребята узнали много нового о жизни воспитанников Легаевского интерната (до войны — детского сада №20 Октябрьского района Ленинграда), восстановили фрагменты биографии сотрудников интерната, воссоздали историю детского сада №20 в эвакуации и в осажденном Ленинграде.
В результате исследовательской работы учащимся удалось найти шесть воспитанников Легаевского интерната, которые в данный момент проживают в нашем городе: Исаака Хаимовича Фарберова, Ирину Марковну Шварц, Валентину Васильевну Николайченкову (Шманцер), Евгению Алексеевну Тайдышко, Зою Михайловну Трыкову и Римму Ефимовну Князюк (Каленову). Воспоминания каждого из воспитанников Легаевского интерната — ценнейший источник сведений о Великой Отечественной войне и эвакуации, о буднях и праздниках Легаевского интерната.
28 августа ребята и педагоги клуба «Петрополь» побывали в гостях у Риммы Ефимовны Князюк (Каленовой). Римма Ефимовна с большой радостью поделилась с ребятами своими воспоминаниями о военном времени. Когда началась война, Римме было всего семь лет, а ее младшему брату Володе – пять. До войны ребята ходили в детский сад №20 Октябрьского района Ленинграда, и 29 июня 1941 года вместе с другими воспитанниками были эвакуированы в деревню Лукино Некоузского района Ярославской области.
«Помню, как начались фашистские налеты, и однажды неподалеку от дома, где мы жили, упал самолет... – рассказала Римма Ефимовна. – А еще как на станции Некоуз разбомбили эшелон с ранеными. И наши воспитатели побежали спасать теперь уже дважды раненых...»
В октябре ребят погрузили на подводы и повезли к Волге, по дороге часто останавливались. Самое яркое воспоминание маленькой Риммы – как собирала чернику в лесу и чуть не опоздала к отправлению. На пароходе добрались до Сарапула, затем – на поезде до Чернушки. В Легаевку прибыли затемно, разместились в одном большом двухэтажном доме.
Жили ребята и воспитатели Легаевского интерната дружно, помогали колхозу, чем могли, например, собирали колосья, участвовали в сборе картофеля. Особенно любили ходить в лес — спелые ягоды земляники ребята заворачивали в липовые листки и делали себе пирожные. Вместе радовались, вместе переживали беды. 7 ноября 1941 года на Ленинградском фронте погиб отец Риммы – комиссар Ефим Васильевич Каленов. В семье Каленовых-Князюк до сих пор бережно хранят выцветшие от времени открытки, которые папа заботливо посылал Римме и Володе в интернат.
Когда Римме исполнилось восемь лет, она пошла в школу, которая находилась за три километра, в селе Брод. «В Брод ходили вброд», – шутит Римма Ефимовна. Весной вокруг Легаевки были большие разливы талого снега, через который школьники перебирались с трудом. Однажды Римме сшили красивое нарядное платьице в белый горошек. После стирки это платьице повесили сушить на заборе, где его обнаружила и сжевала проходящая мимо корова. Для маленькой Риммы это было большое горе!
Римма Ефимовна с благодарностью и теплотой вспоминает легаевских воспитателей: Александру Алексеевну Трещалову, Ольгу Федоровну Смирнову, Евгению Николаевну Скотникову: «Мы были все время заняты и очень интересно жили, нас воспитали деятельными и энергичными!»
Может быть, поэтому Римма Ефимовна всегда занимала активную жизненную позицию: сначала была председателем Совета дружины, затем – секретарем комсомольской организации, всю жизнь проработала инженером, увлекалась искусствоведением, дружила с интересными людьми.
«Мы в войну жили хорошо: из муки воспитатели пекли для нас хлеба в деревенских печках, дежурные по столовой делали бутерброды так, чтобы все дырочки на хлебе были заполнены маслом. У нас было прекрасное детство, и мы до сих пор дружим с ребятами, которых повстречали тогда, в далекое военное время!»
К сожалению, все меньше остается свидетелей событий военного времени. Вот почему так важно успеть отыскать каждого участника войны, каждого ленинградца-блокадника, каждого эвакуированного ленинградского ребенка, встретиться, поговорить, записать уникальные воспоминания...
Поиск по проекту «Спасенное детство» продолжается.
Статья с официального сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге