8 апреля в рамках Конференции проведен круглый стол «Взаимодействие Государственного юридического бюро и юридических клиник при оказании бесплатной юридической помощи».
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков обратился с приветственным словом к участникам круглого стола и выступил с докладом на тему «Юридические клиники в Пермском крае».
В своем выступлении краевой омбудсмен рассказал, что в настоящее время на территории Пермского края функционирует пять юридических клиник при высших учебных заведениях, которые организуют приём граждан в целях оказания им бесплатной юридической помощи:
1) Юридическая клиника Пермского государственного национального исследовательского университета;
2) Юридическая клиника при ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России;
3) Юридическая клиника НИУ ВШЭ – Пермь;
4) Юридическая клиника Пермского филиала РАНХиГС;
5) Юридическая клиника при АНО ВПО «Прикамский социальный институт».
Категории лиц, имеющих возможность получить бесплатную юридическую помощь в клинике, часто определяются самой клиникой. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», основными категориями являются малоимущие граждане, инвалиды, пенсионеры и т.д. Однако, многие юридические клиники в настоящее время оказывают бесплатную юридическую помощь всем категориям населения, которые нуждаются в этом.
Между тем в работе юридических клиник существует ряд проблем:
1) Недостаток клиентов, в том числе из-за недостаточной информированности граждан, предубеждений относительно качества оказываемой студентами юридической помощи.
2) Проблема привлечения специалистов, практикующих в разных областях юриспруденции, к работе в клиниках.
3) Недостаточно отлаженное функционирование системы информирования населения о деятельности юридических клиник.
4) Недостаток методических, преподавательских, финансовых ресурсов.
5) Разобщенность юридических клиник (недостаточное развитие коммуникации между клиниками, клиниками и другими субъектами оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной).
Павел Миков наметил возможные пути решения проблем и развития клиник:
1) Участие клиник в оказании бесплатной юридической помощи, правовом просвещении для граждан малых городов и сельских поселений Пермского края (развитие дистанционного консультирования).
2) Развитие взаимодействия между юридическими клиниками, юридическими клиниками и другими субъектами оказания юридической помощи. Например, посредством:
- развития «Единого краевого портала по правовому просвещению граждан» (https://pravovsem59.ru/);
- создания единого call-центра;
- проведения совместной рекламной политики;
- создания совместных программ по правовому просвещению граждан, в том числе путем издания информационной литературы, размещения на Интернет-ресурсах заметок о типичных проблемах правового характера, проведения образовательных мероприятий.
3) Использование ресурсов ТОСов, органов местного самоуправления, НКО, библиотек и так далее. Размещение информации о работе клиник на базе общественных центров (организации здравоохранения, пенсионные фонды, отделы социальной защиты и другие).
Доклад вызвал активную дискуссию среди участников круглого стола, были намечены возможные решения проблемных вопросов, касающихся оказания бесплатной юридической помощи в Пермском крае.