В Законодательное Собрание Пермского края поступило несколько проектов законов Пермского края, предусматривающих внесение изменений в Закон Пермского края «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края
и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края» в части изменения порядка избрания глав муниципальных образований Пермского края.
Комментарий Уполномоченного по правам человека Татьяны Марголиной по законопроектам в части изменения порядка избрания глав муниципальных образований Пермского края:
- Ратифицировав Европейскую хартию местного самоуправления, Российская Федерация взяла на себя юридические обязательства по выполнению ее положений. Основная идея состоит в том, что право граждан участвовать в управлении государственными делами может быть осуществлено именно на местном уровне.
Согласно статье 3 Европейской Хартии предусмотрено свободное, тайное, равное, прямое и всеобщее голосование, свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры.
Согласно положениям Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
На уровне федерального законодательства регионам предоставлено право определения способов выборных механизмов на местном уровне:
«Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава» (131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003)
Еще в 2014 году Уполномоченный по правам человека в Пермском крае принимала непосредственное участие в подготовке законопроекта «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края» ко второму чтению в составе рабочей группы и вносила поправку, которая позволяла бы муниципалитетам самим определять механизм выбора глав муниципальных образований: через прямые выборы или местными депутатами.
Однако в краевой закон были приняты изменения, согласно которым глава муниципального образования безальтернативно избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, таким образом возможность прямых выборов глав муниципальных образований законодательно была отменена.
Между тем, свою позицию по данному вопросу уже высказал Конституционный суд РФ. Так, судом установлено, что законами субъектов Российской Федерации не может быть ограничена возможность предусмотреть в уставах муниципальных образований избрание главы образования на муниципальных выборах (Постановление КС РФ от 01.12.2015 № 30-П). Этим же Постановлением субъектам Российской Федерации было рекомендовано до 4 июня 2016 года привести законодательное регулирование в сфере организации муниципальной власти в соответствие с правовыми позициями, выраженными в этом Постановлении Конституционного суда.
Таким образом, позиция Уполномоченного, высказанная в 2014 году, актуальна и сегодня: на региональном уровне должны быть созданы нормативные условия для предоставления муниципалитетам права выбора вариантов порядка избрания глав муниципальных образований.
Позиция Уполномоченного по правам человека относительно внесения изменений в региональное законодательство в части определения механизмов выбора глав муниципальных образований была направлена в адрес председателя Законодательного Собрания Пермского края.