Заявление эксперта ООН по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций Клемана Вуля “Меры по борьбе с угрозой COVID-19 не должны ограничивать свободу собраний и ассоциаций”.

16 апреля 2020
Заявление эксперта ООН по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций Клемана Вуля “Меры по борьбе с угрозой COVID-19 не должны ограничивать свободу собраний и ассоциаций”.

Другая информация Управления Верховного комиссара ООН по правам человека ежедневно публикуется на сайте - ссылка на этот ресурс закреплена в ленте событий сайта Уполномоченного по правам человека в Пермском крае.

Заявление эксперта ООН по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций Клемана Вуля “Меры по борьбе с угрозой COVID-19 не должны ограничивать свободу собраний и ассоциаций”.

 

Пандемия COVID-19 привела к беспрецедентным вызовам в области прав человека во всем мире. “Я приветствую усилия правительств, международных организаций и гражданского общества, совместная работа которых сегодня направлена на защиту населения от вируса. Там, где ориентиром служат права человека, мы сможем эффективнее преодолеть пандемию и повысить устойчивость в будущем”, - сказал в своем заявлении Клеман Вуль, Специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций.

“Ни одна страна в мире не может в одиночку преодолеть сегодняшний кризис; организации гражданского общества нужно рассматривать как стратегических партнеров в борьбе с пандемией. Поэтому я обеспокоен сегодня той информацией, которую получаю во время онлайн консультаций с организациями гражданского общества из разных стран. Она свидетельствует о ряде тревожных тенденций и ограничений, в том числе связанных с возможностью гражданского общества участвовать в поддержке мер по борьбе с пандемией.” 

Во многих странах были приняты законы, ограничивающие общественные собрания и передвижение. Ограничения на основе опасений за здоровье населения оправданы там, где они действительно необходимы и пропорциональны в свете сложившихся обстоятельств. К сожалению, в процессе разработки и рассмотрения соответствующих мер редко проводились консультации с организациями гражданского общества, а в некоторых случаях процессы, в рамках которых были одобрены такие законы и нормы, вызывают вопросы. Кроме того, формулировки этих законов и норм нередко являются широкими и расплывчатыми, при этом было недостаточно сделано для того, чтобы обеспечить своевременное и широкое распространение точной информации о новых законах, чтобы назначаемые штрафы были соразмерными, а их последствия были полностью учтены. Во многих случаях такие меры осуществляются дискриминационным образом, при этом представители и группы оппозиции, а также уязвимые сообщества становятся их основными мишенями.

Особое беспокойство вызывают те случаи, когда правительство использует этот кризис для того, чтобы приостановить действие конституционных гарантий, одобрить масштабные законы о чрезвычайном положении и осуществлять прямое управление. Это те явления, о недопустимости которых уже предупреждали эксперты ООН по правам человека, в том числе Специальный докладчик. Во многих случаях оказывается, что принятые меры в основном направлены на усиление контроля и подавление оппозиции, а не на охрану здоровья людей. Не меньшее беспокойство вызывает тенденция к милитаризации борьбы с кризисом. В нескольких странах были отложены запланированные выборы, при этом в полной мере не были рассмотрены безопасные альтернативы очному голосованию.

Организации гражданского общества также сталкиваются с многочисленными ограничениями и запретами в своей работе. В некоторых странах новым организациям отказывают в регистрации, если они не могут продемонстрировать внутренние правила, которые учитывают текущую кризисную ситуацию. Несмотря на то, что сотрудники организаций гражданского общества играют ключевую роль в борьбе с кризисом и обеспечивают поддержку уязвимых слоев населения, их возможности по выполнению такой роли сократились в связи ограничительными законами и нехваткой финансирования, которое в том числе связано с ограничением международного финансирования. Более того, представители гражданского общества и сотрудники других организаций столкнулись с нехваткой личных защитных средств, что также препятствует их работе. В этом контексте особое беспокойство вызывают сообщения о случаях преследования в отношении представителей трудовых коллективов, которые заявили об опасных условиях труда.

Этот кризис также используется для широкого ограничения доступа к информации. Некоторые страны приняли новые меры, предусматривающие наказание за распространение ‘ложной информации’ или усиливающие уже действующие положения законодательства в этой области, при этом лицам, которые сообщают информацию о кризисе, грозят предупреждение, задержание или высылка. Доступ в интернет особенно необходим в период кризиса; поэтому действующие и новые ограничения доступа в интернет, или цензура в отношении отдельных сайтов или видов информации, вызывают особую тревогу.

В условиях сегодняшней угрозы для здоровья населения Специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций напоминает всем государствам о необходимости принятия мер по борьбе с пандемией с учетом их обязательств в области прав человека. В частности, Специальный докладчик хотел бы выделить десять ключевых принципов:

Первое: уважение прав человека в рамках новых правовых мер. Как процесс, так и содержание любых принимаемых мер должны соответствовать обязательствам в области прав человека. По возможности, до принятия таких мер необходимо проводить консультации с организациями гражданского общества. В том случае, если законы и нормы уже приняты, любые налагаемые ограничения прав должны соответствовать принципам законности, необходимости и соразмерности. Полное ограничение прав и основных свобод человека неприемлемо. Исключения должны быть сделаны для представителей гражданского общества, особенно тех, которые занимаются мониторингом прав человека, профсоюзов, социальных служб, обеспечивающих гуманитарную помощь, журналистов, освещающих борьбу с кризисом. Информация обо всех новых мерах должна находиться в широком доступе и быть переведена на местные языки и языки коренных народов; следует предоставить населению достаточно времени для ознакомления с новыми законами до применения уголовных наказаний. При приведении в действие новых законов и норм должна быть полностью исключена дискриминация, а любая информация о том, как внедряются новые меры, должна быть доступна для всех. Необходимо гарантировать проведение независимой оценки и экспертизы мер, принятых во время кризиса, чтобы обеспечить их применение с учетом прав человека и без какой-либо дискриминации на протяжении этого кризиса. Более того, крайне важно, чтобы применение любых наказаний было соразмерным, а также само по себе не способствовало дальнейшему распространению вируса, учитывало текущие сложные обстоятельства, в том числе ограниченное функционирование судебных систем и финансовые трудности, с которыми сегодня столкнулись многие люди.  

Второе: обеспечить, чтобы угроза здоровью населения не использовалась как предлог для нарушения прав. Недопустимо, чтобы кризис использовался в качестве предлога для подавления прав в целом и права на свободу мирных собраний и ассоциаций в частности. Кризис не является оправданием ни для использования чрезмерной силы при разгоне собраний, как подчеркнула Специальный докладчик по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях, ни для применения несоразмерных наказаний. У государств есть обязательства по информированию Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о факте и времени объявления чрезвычайной ситуации и любом следующем из этого ущемлении прав, которые при этом должны соответствовать Сиракузским принципам. Крайне важно, чтобы любые наложенные ограничения были сняты, а полное осуществление права на свободу мирных собраний и ассоциаций было восстановлено по окончании кризиса, связанного с COVID-19.  В связи с этим государства должны включить положения о прекращении действия во все новые законы о чрезвычайном положении, принятые в рамках сегодняшнего кризиса, гарантирующие их автоматическую отмену после окончания этой чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения. Более того, в условиях кризиса очень важно укрепить систему сдержек и противовесов законодательной и судебной власти, чтобы предотвратить сосредоточение чрезмерно широких полномочий в руках исполнительной ветви и обеспечить контроль произвольного вмешательства исполнительной власти.

Третье: демократия не может быть отложена на неопределенный срок. Специальный докладчик признает, что разработка соответствующих электоральных подходов в контексте глобальной пандемии является сложным вопросом, на который нет простого ответа. Ограничения на собрания во многих странах мира ущемляют права людей на участие в кампаниях и митингах, проведение встреч с избирателями и осуществление мониторинга избирательного процесса. Также ограничены возможности гражданского общества по общению с кандидатами или с широкой общественностью в контексте выборов.  С учетом таких сложных обстоятельств тем более важно, как указано ниже, обеспечить уважение свободы выражения мнений и права на свободу мирных собраний и ассоциаций в интернет-пространстве. Государства должны обеспечить прозрачность в отношении своих процессов принятия решений в контексте выборов, более того, они должны консультироваться с гражданским обществом при определении соответствующих стратегий. Несмотря на то, что ограничения очного голосования в ряде случаев могут быть необходимы, государствам следует предпринять все возможные шаги для своевременного проведения выборов, в том числе с использованием таких альтернативных процедур голосования, как направление избирательных бюллетеней по почте. Во всех случаях необходимо обеспечить целостность избирательного процесса.   

Четвертое: обеспечение инклюзивного участия. Активное гражданское участие играет важную роль в период кризиса. Нужно рассматривать гражданское общество как основного партнера правительств в преодолении текущего кризиса с точки зрения содействия в формировании инклюзивной политики, распространения информации, формирования совместных подходов на основе сотрудничества и предоставления социальной поддержки уязвимым сообществам. Государства должны обеспечить полное соблюдение права на свободу собраний, включая регистрацию ассоциаций без ограничений и обеспечение свободного осуществления информационно-пропагандистской деятельности организациями гражданского общества, в том числе на международном уровне. Государства также должны поддержать участие организаций гражданского общества в разработке и внедрении эффективных стратегий в области здравоохранения. Государства должны выделить финансовую помощь организациям гражданского общества, которые оказывают жизненно важную социальную поддержку, особенно тем организациям, которые оказывают помощь и предоставляют защиту инвалидам и уязвимым сообществам. Государства должны обеспечить, чтобы доступ этих организаций к таким сообществам не был неправомерно ограничен. Кризис не должен быть использован для того, чтобы препятствовать важнейшей работе организаций гражданского общества, адвокатов и журналистов по мониторингу деятельности полиции, тюрем, центров содержания мигрантов и других компонентов государственных правовых процессов.  

Пятое: гарантия свободы собраний и ассоциаций онлайн. Права на свободу мирных собраний и ассоциаций относятся как к онлайн, так и к оффлайн пространству.  В условиях ограничения физических собраний тем более необходимым становится обеспечение доступа в интернет и его использования. Кроме отказа от таких ограничений, как отключение интернета или цензуры онлайн, государства должны принять меры, чтобы обеспечить доступ в интернет, а также его доступность с финансовой точки зрения для всего населения мира. Что касается организаций гражданского общества, то государства должны обеспечить их регистрацию онлайн, а также предоставить им возможность участвовать в разработке политики с помощью онлайн форумов. Во всех случаях обеспечение права на свободу мирных собраний и ассоциаций онлайн требует полного соблюдения и защиты права человека на частную жизнь.  

Шестое: защита прав работников на свободу собраний и ассоциаций.  Право на свободу ассоциаций предусматривает право на создание профсоюзов и других объединений на рабочем месте, а право на свободу мирных собраний включает в себя право на забастовку. В период кризиса особенно заметна потребность защиты на рабочем месте и мер по обеспечению права на здоровье для всех работников. Недопустимо увольнение работников за объединение или за заявление о необходимости усиления защиты и безопасности на рабочем месте.

Седьмое: необходимо обеспечить свободу выражения мнений. Должно быть обеспечено право представителей гражданского общества, в том числе журналистов и правозащитников, свободно искать, получать и распространять идеи и информацию, как касающуюся кризиса и мер по его преодолению, так и других тем. В частности, не должны применяться законы, криминализирующие распространение ‘ложной информации’ как таковой. Они имеют давнюю историю злоупотреблений, в том числе их применение против правозащитников.   

Восьмое: необходимо обеспечить участие гражданского общества в многосторонних организациях. Организация Объединенных Наций и другие многосторонние организации должны предпринять шаги для обеспечения продолжения участия организаций гражданского общества в принятии политических решений, в том числе относящихся к мерам по борьбе с COVID-19, что особенно касается государственно-частных партнёрств. Кроме того, необходимо продолжать предоставление доступа к трансляциям и архивным записям открытых сессий органов ООН по правам человека и других заседаний, а также, по возможности, обеспечить участие гражданского общества по видеосвязи. Учреждения и органы ООН должны осуществлять активное взаимодействие с организациями гражданского общества в отсутствие очных встреч, также учитывая необходимость адаптирования онлайн заседаний и консультаций к требованиям безопасности правозащитников и проблемы с осуществлением свободы ассоциаций онлайн. В этот период особенно важна роль страновых команд ООН, которые должны более тесно сотрудничать с организациями гражданского общества по вопросам борьбы с COVID-19 и прав человека, чтобы повысить эффективность партнерств ООН и правительств и принимаемых мер, а также в целях мониторинга потенциальных ограничений в отношении гражданского общества в контексте COVID-19.

Девятое: международная солидарность необходима как никогда. Нехватка финансирования существенно ограничивает способность гражданского общества внести свой вклад в борьбу с кризисом, вызванным COVID-19. Еще до наступления кризиса доступ гражданского общества к финансированию был ограничен законами, запрещающими международное финансирование. Государства должны отменить законы, которые неправомерно ограничивают возможность гражданского общества получить доступ к финансированию, в том числе к международному. Более того, по возможности, государства должны предоставить финансовую и иную поддержку организациям гражданского общества и должны признать ключевую роль многих организаций гражданского общества в охране здоровья населения в целом.

 

Десятое: последствия пандемии COVID-19 и ответ на широкие призывы к реформам. Подводя итоги, Специальный докладчик хотел бы подчеркнуть, что за прошедший год была отмечена беспрецедентная волна протестов по всему миру. Несмотря на то, что требования и проблемы протестующих различались в зависимости от обстоятельств, они последовательно призывали к установлению более демократичного управления, большему уважению прав человека, расширению равенства, прекращению жесткой экономии и значимым шагам по борьбе с изменением климата и распространением коррупции. Маловероятно, что сегодняшний кризис приведет к снижению этих требований; скорее всего экономический спад в результате кризиса наряду с финансовыми мерами, которые способствуют углублению неравенства, только усугубят коренные причины протестов. В этой ситуации крайне важно, чтобы действия государств по преодолению кризиса полностью учитывали требования граждан и чтобы государства приняли меры для установления более демократичных структур управления, усиления защиты и реализации прав граждан, сокращения неравенства и обеспечения большей поддержки и внимания вопросу перехода к более ‘зеленым’ и устойчивым источникам энергии.