21 мая представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Дмитрий Шевченко выступил на Абрамкинских чтениях-2018 «Проблемы обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых к правовой информации в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю»

21 мая 2018

 

21 мая 2018 года в Москве прошли традиционные Абрамкинские чтения, где государственные и общественные правозащитники, криминологи и юристы обсуждали актуальные вопросы и проблемы в пенитенциарной системе.

География участников Чтений в 2018 году обширна: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и субъектах: Архангельской, Воронежской, Ивановской, Московской, Нижегородской, Свердловской, Челябинской, Ярославской областей, Пермского края, Республики Татарстан, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также их представители, представители правозащитных организаций и ОНК отдельных регионов, а также представители Федеральной службы исполнения наказаний.

Итогом нынешних Абрамкинских чтений должен стать пакет предложений по оптимальному обеспечению учреждений ФСИН актуальной информацией правового характера и созданию условий ее максимальной доступности для людей, содержащихся и служащих в уголовно-исполнительной системе.

Работу омбудсмана Прикамья в сфере правового просвещения осужденных на Чтениях представил начальник отдела по работе с правоохранительным органами аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Дмитрий Шевченко, который выступил с докладом «Проблемы обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых к правовой информации в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю».

Кроме этого, Дмитрий Шевченко озвучил предложения прикамского Уполномоченного по повышению уровня правовой грамотности лиц, находящихся в местах ограничения свободы. В частности, рассмотреть вопрос о получении соответствующего потребностям исправительного учреждения (ИУ) и СИЗО доступа администрации этих учреждений к сети  высокоскоростного интернета (например, введения платной услуги на получение копий распечаток нормативно-правовых актов в СИЗО, возможности получения таких распечаток в ИУ).

Также, по мнению Уполномоченного, необходимо нормативно урегулировать работу библиотек исправительных учреждений и следственных изоляторов системы ФСИН России путем внесения дополнений в УИК РФ, Федеральный закон № 103-ФЗ «О порядке содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приведение их в соответствие требованиям Федерального закона «О библиотечном деле», а также необходимость обновления библиотечных фондов учреждений с введением штатной должности гражданского персонала по специальности «библиотекарь». Дмитрий Шевченко озвучил также предложение нормативно урегулировать возможность получения доступа исправительных учреждений и следственных изоляторов к электронной национальной библиотеке с использованием сети высокоскоростного интернета (сейчас эта возможность есть только в Пермской воспитательной колонии), с разработкой положения о порядке доступа к данной услуге.

Все эти действия по вопросам обеспечения учреждений ФСИН России правовой информацией требуют закрепления в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, нормативно-правовых актах ФСИН России.

В целом за годы существования института Уполномоченного по правам человека в Пермской области (Пермском крае) была создана достаточно эффективная модель взаимодействия по соблюдению права на информацию лиц, содержащихся в местах лишения свободы с руководством правоохранительных органов. Составляющие этой модели: и вопросы реагирования правоохранительных органов на ежегодные и специальные доклады Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, и участие Уполномоченного в работе коллегиальных органов силовых ведомств, и оперативное обсуждение внезапно возникающих проблем в ходе личных встреч Уполномоченного с прокурором Пермского края, руководителем Следственного управления СК России по Пермскому краю, руководством ГУ МВД России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, и проведение совместных проверок и посещений учреждений, проведение Дней правовых знаний, совместных приемов осужденных и подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их родственников, а также деятельность общественного правозащитного сообщества.