Марголина
Татьяна Ивановна
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Миков
Павел Владимирович
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
Канал Уполномоченного на YouTubeОбратиться к Уполномоченному

Последние загруженные фотографии

Татьяна Марголина озвучила свою позицию по возможности проведения референдума по избранию глав городских округов, глав муниципальных районов в Пермском крае на муниципальных выборах

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2017
23 августа 2017

 

 

Конституция Российской Федерации гарантирует право граждан на участие в осуществлении местного самоуправления. Законодательством Российской Федерации определены правовые основы возможности проведения референдумов.

В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Наиболее полная реализация принципа участия населения в управлении обществом (непосредственной демократии) проявляется на уровне местного самоуправления, так как последнее, с одной стороны, затрагивает важнейшие жизненные интересы населения, а с другой – наиболее близко к нему. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления означает, что граждане сами, а не через представителей участвуют в решении вопросов местной жизни.

В соответствии со статьей 30 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Пункт 2 статьи 130 Конституции РФ устанавливает право граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления путем референдума, и   через выборные и другие органы местного самоуправления.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что  референдум - это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Статьей 12 вышеуказанного Федерального закона установлены следующие требования к вопросам, выносимым на референдум:

1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом.

2. На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

3. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

4. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

5. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

6. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

7. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Согласно статье 11 Закона Пермского края от 29.11.2012 № 118-ПК «О референдуме Пермского края» установлены следующие требования к вопросам референдума:

1. На краевой референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Пермского края или в совместном ведении Российской Федерации и Пермского края, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, Федеральным законом.

2. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

4. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

5. На референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Пермского края, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Пермского края либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти Пермского края;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении бюджета Пермского края, исполнении и изменении финансовых обязательств Пермского края;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Предложенный инициативной группой вопрос к референдуму не является вопросом, который может быть отнесен  к указанному выше перечню.

Учитывая то, что Конституция Российской Федерации к совместному ведению относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, предмет указанного референдума относится к вопросу совместного ведения Российской Федерации и Пермского края.

Ратифицировав Европейскую хартию местного самоуправления (Хартия вступила в силу для России 01.09.1998), Российская Федерация взяла на себя обязательства по выполнению ее положений. Статья 7 устанавливает, что «статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий». «Принципы местного самоуправления, содержащиеся в настоящей Хартии, распространяются на все существующие на территории Стороны категории органов местного самоуправления» (статья 13).

Вопрос о том, каким образом необходимо избирать глав муниципальных образований – путем прямого всеобщего тайного голосования или путем назначения из состава депутатов представительных органов местного самоуправления, сформированных на муниципальных выборах поднимался еще в 2004 году на одиннадцатой сессии Конгресса местных и региональных властей Европы, который проходил в Страсбурге. (11-ая Пленарная сессия Палаты местных властей, Страсбург, 18 мая 2004 г.CPL (11)2).

Результатом работы 11-ой пленарной сессии стали следующие рекомендации, построенные исключительно на принципах Европейской хартии местного самоуправления.

В резолюции Конгресс местных и региональных властей Европы призывал национальные делегации, а также национальные ассоциации местных органов власти государств-членов принимать во внимание выводы Конгресса в отношении системы прямых выборов местной исполнительной власти при выдвижении предложе­ний о реформировании местного самоуправления в своих странах.

         В октябре 2010 года в Страсбурге на 19-ой сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы был заслушан Доклад «Местная и региональная демократия в Российской Федерации».

По мнению докладчиков, Конституция Российской Федерации предусматривает развитую местную демократию, согласно ее 3-й и 12-й статьям. Совет Европы принял основные рекомендации докладчиков, призвав Российской Федерации, в частности, восстановить прямые выборы губернаторов и устранить практику досрочного увольнения мэров, избранных народным голосованием.

«…5. Конгресс рекомендует, чтобы Комитет министров призвал российские власти:

…e. совершенствовать законодательство так, чтобы гарантировать, что местные органы власти не подвергались чрезмерному контролю со стороны вышестоящих органов;

…g. восстановить прямые выборы губернаторов регионов для того, чтобы вернуться к тому уровню региональной демократии, который существовал в Российской Федерации до 2004 года;…».

Исходя из вышеизложенного, полагаю, что принципиально важным становится использование при анализе возможности вынесения на референдум вопросов прямых выборов Конституции РФ и, в соответствии с Хартией местного самоуправления, ратифицированной РФ в 1998 году, резолюций Конгресса местных и региональных властей.

Таким образом, сформулированный инициативной группой вопрос по проведению местного референдума не ограничивает и не отменяет общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод; относится к определению возможности реализации конституционных (политических) прав граждан на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления, не допускает возможности множественного толкования. 

Новости по теме: выборы
профилактика жестокого обращения с детьми культура доклады Общественная приемная Уполномоченного колонии инвалиды Большое жюри жилье совещание День прав человека 10 декабря конференции религия мигранты участие детей в принятии решений информационная безопасность детей просвещение конкурсы общественный контроль лето 2016 конференция 7-8 апреля 2016 права детей семинар детский омбудсмен законодательство медиация выборы экология судебные приставы анонс дискриминация труд медицина Кудымкар Коми-Пермяцкий округ НКО ксенофобия приемные семьи День защиты прав детей конференция свобода мирных собраний ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина Ежегодный доклад-2016 восстановительное правосудие заключение о нарушении прав Всемирный день прав ребенка права детей труд круглый стол призыв происшествие СМИ образование ежегодный доклад российские и международные новости детские дома Пермский край календарь ГУ МВД Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного память жертв репрессий прием граждан выселение из общежитий местное самоуправление
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ