Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Новость за 5 октября 2016 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
05 октября 2016

4 октября  консультант отдела по защите прав ребенка Екатерина Осипова приняла участие в работе круглого стола «Особенности воспитания и дошкольного образования детей с нарушениями зрения в Пермском крае. Проблемы и перспективы» и ответила на вопросы родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения и педагогов дошкольного образования, работающих с такими детьми.

Круглый стол был организован по инициативе Пермской краевой организации Всероссийского общества слепых в рамках обучающего семинара «Мамина школа» для родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, а также педагогов дошкольных образовательных учреждений и специалистов детских реабилитационных центров.

Обращения жителей Пермского края в 2012-2015 гг. выявили проблему в получении дошкольного образования слабовидящими и незрячими детьми. В адрес Уполномоченного по правам ребенка  Павла Микова в ходе устного приема в 2015 году поступило 4 обращения родителей детей с проблемами по зрению о невозможности получения дошкольного образования детьми, в том числе в специализированных группах или детских садах (г. Пермь - 2 обращения, г. Березники, г. Чайковский), в 2016 году с письменными заявлениями о создании в детских садах условий для развития детей с нарушениями зрения обратились две мамы из города Чайковский и города Кунгура.

Еще в 2012 г. по инициативе Уполномоченного по правам ребенка состоялась рабочая встреча с заместителем начальника Управления качеством образования Министерства образования Пермского края, председателем краевого отделения Всероссийского общества слепых, представителями родителей незрячих детей Пермского края.

В ходе встречи родителями были озвучены различные примеры невозможности получения детьми дошкольной образовательной услуги.  Особенно остро проблема стоит для детей, проживающих в различных территориях Пермского края, где отсутствуют специалисты (тифлопедагоги), которые могли бы работать с незрячими детьми. В результате педагогической запущенности, вызванной непосещением детского сада перед поступлением ребенка в школу, дети, которые изначально обладают нормальными умственными возможностями, вынуждены идти учиться в коррекционные классы по заключению ПМПК вместе с детьми с врожденными пороками нервной системы, умственной отсталостью. Участниками рассматривались возможные варианты выхода из сложившейся ситуации. Уполномоченным одним из вариантов было предложено внесение в разрабатываемую краевую программу Министерством образования и науки по обеспечению доступности дошкольного образования в Пермском крае мероприятий по подготовке специалистов для работы в дошкольных учреждениях Пермского края, создание групп кратковременного пребывания на базе краевой школы для незрячих и слабовидящих детей для подготовки детей к школе, развитие дополнительных образовательных услуг для дошкольников, имеющих проблемы со зрением.

На сегодняшний день необходимо отметить, что ситуация по обеспечению дошкольного образования детям с нарушениями зрения за 4 года улучшилась. Изменилось федеральное законодательство, гарантирующее право ребенка с ограниченными возможностями здоровья по заключению ПМПК посещать дошкольное образовательное учреждение даже в случае тотальной слепоты. В городе Перми и в отдельных территориях края появились специальные группы и педагоги, работающие со слабовидящими и незрячими детьми, постепенно решается вопрос по организации доступной среды. В тоже время остается проблема отсутствия достаточного количества тифлопедагогов в дошкольных учреждениях края, недостаточная инициатива органов управления образования в крае, а возможно и самих педагогических работников в переподготовке и получении специальных знаний для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В ходе круглого стола руководителем Краевой психолого-медико-педагогической комиссии Еленой Аюповой была озвучена информация о том, что несмотря на появление с 1 сентября 2016 года на базе Пермского государственного педагогического университета бюджетной группы  на 25 человек для обучения тифлопедагогов за счет министерства образования Пермского края, пока поступило только 7 заявок со всего Пермского края. В ходе круглого стола некоторые педагоги поделились информацией о том, что в их дошкольные учреждения информация из районных управлений образования не поступала, а также есть сложность в выезде для обучения и проживания на период сессии в город Пермь. Также была отмечена проблема отсутствия материальной базы (специальной литературы и игр для слабовидящих детей), необходимость тьютора на период адаптации слабовидящего ребенка к детскому саду.

3 декабря 2015 года  на заседании Совета по делам инвалидов при Губернаторе Пермского края  Уполномоченным по правам ребенка Павлом Миковым  был представлен доклад "О проблемах обеспечения доступности дошкольного и общего образования для детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Перми.

По итогам рассмотрения предложений, изложенных в докладе Уполномоченного, на контроль были поставлено исполнение рекомендаций для Министерства образования и науки Пермского края об анализе ситуации о потребности в подготовке (переподготовке)кадров, повышения квалификации специалистов для работы с детьми с инвалидностью и с ОВЗ, сформировать государственный заказ и обеспечить его выполнение в срок до 01.01.2017 года, а также принятии норматива финансирования, направленного на создание условий для развития и обучения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях (по аналогии с имеющимся нормативом для общеобразовательных организаций).

В настоящее время министерством образования проводится работа по расчету норматива финансирования, направленного на создание условий для развития и обучения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях. Принятие данного норматива на краевом уровне позволит руководителям дошкольных образовательных учреждений направить дополнительное финансирование на создание специальной среды и доплаты педагогам (или тьюторам) за работу с детьми с ОВЗ.

Новости по теме: инвалиды, права детей, семинар
дискриминация краевой турслет " Общественная приемная Уполномоченного выселение из общежитий Всероссийский урок по правам человека-2017 Пермь конференции конкурсы Чемпионат по Бочча Краевая спартакиада " призыв медиация конференция 7-8 апреля 2016 Косинский прием граждан права детей труд домашнее насилие религия выборы2018 СМИ восстановительное правосудие 25 лет Конституции РФ Красновишерский Чернушинский Пермский ГУ МВД свобода выражения мнений НКО анонс труд Гайнский общественный контроль информационная безопасность детей Ординский Березники Пермский район лето 2016 медицина День защиты прав детей Уинский образование Волшебный мяч" Кочевский Большое жюри Осинский просвещение детский омбудсмен Кунгурский муниципальный район профилактика жестокого обращения с детьми Чайковский происшествие ежегодный доклад инвалиды заключение о нарушении прав Всемирный день прав ребенка судебные приставы г. Кудымкар ксенофобия Кудымкарский Кудымкар детские дома мигранты Краевая спартакиада культура vii Летняя школа по правам человека семинар российские и международные новости Суксунский Мы вместе" замещающие семьи общественные помощники Уполномоченного законодательство Юрлинский социальное сиротство Чусовской Юсьвинский Нытвенский Спасенное детство колонии память жертв репрессий Добрянский выборы местное самоуправление Пермский край жилье Кунгурский ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина Ежегодный доклад-2016 свобода мирных собраний Соликамск инфраструктура доклады участие детей в принятии решений приемные семьи экология БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство Чердынский Краснокамск круглый стол совещание Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного календарь конференция конкурс Октябрьский День прав человека 10 декабря права детей Сивинский Карагайский Презентация Березниковский