Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Новость за 5 октября 2016 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
05 октября 2016

4 октября  консультант отдела по защите прав ребенка Екатерина Осипова приняла участие в работе круглого стола «Особенности воспитания и дошкольного образования детей с нарушениями зрения в Пермском крае. Проблемы и перспективы» и ответила на вопросы родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения и педагогов дошкольного образования, работающих с такими детьми.

Круглый стол был организован по инициативе Пермской краевой организации Всероссийского общества слепых в рамках обучающего семинара «Мамина школа» для родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, а также педагогов дошкольных образовательных учреждений и специалистов детских реабилитационных центров.

Обращения жителей Пермского края в 2012-2015 гг. выявили проблему в получении дошкольного образования слабовидящими и незрячими детьми. В адрес Уполномоченного по правам ребенка  Павла Микова в ходе устного приема в 2015 году поступило 4 обращения родителей детей с проблемами по зрению о невозможности получения дошкольного образования детьми, в том числе в специализированных группах или детских садах (г. Пермь - 2 обращения, г. Березники, г. Чайковский), в 2016 году с письменными заявлениями о создании в детских садах условий для развития детей с нарушениями зрения обратились две мамы из города Чайковский и города Кунгура.

Еще в 2012 г. по инициативе Уполномоченного по правам ребенка состоялась рабочая встреча с заместителем начальника Управления качеством образования Министерства образования Пермского края, председателем краевого отделения Всероссийского общества слепых, представителями родителей незрячих детей Пермского края.

В ходе встречи родителями были озвучены различные примеры невозможности получения детьми дошкольной образовательной услуги.  Особенно остро проблема стоит для детей, проживающих в различных территориях Пермского края, где отсутствуют специалисты (тифлопедагоги), которые могли бы работать с незрячими детьми. В результате педагогической запущенности, вызванной непосещением детского сада перед поступлением ребенка в школу, дети, которые изначально обладают нормальными умственными возможностями, вынуждены идти учиться в коррекционные классы по заключению ПМПК вместе с детьми с врожденными пороками нервной системы, умственной отсталостью. Участниками рассматривались возможные варианты выхода из сложившейся ситуации. Уполномоченным одним из вариантов было предложено внесение в разрабатываемую краевую программу Министерством образования и науки по обеспечению доступности дошкольного образования в Пермском крае мероприятий по подготовке специалистов для работы в дошкольных учреждениях Пермского края, создание групп кратковременного пребывания на базе краевой школы для незрячих и слабовидящих детей для подготовки детей к школе, развитие дополнительных образовательных услуг для дошкольников, имеющих проблемы со зрением.

На сегодняшний день необходимо отметить, что ситуация по обеспечению дошкольного образования детям с нарушениями зрения за 4 года улучшилась. Изменилось федеральное законодательство, гарантирующее право ребенка с ограниченными возможностями здоровья по заключению ПМПК посещать дошкольное образовательное учреждение даже в случае тотальной слепоты. В городе Перми и в отдельных территориях края появились специальные группы и педагоги, работающие со слабовидящими и незрячими детьми, постепенно решается вопрос по организации доступной среды. В тоже время остается проблема отсутствия достаточного количества тифлопедагогов в дошкольных учреждениях края, недостаточная инициатива органов управления образования в крае, а возможно и самих педагогических работников в переподготовке и получении специальных знаний для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В ходе круглого стола руководителем Краевой психолого-медико-педагогической комиссии Еленой Аюповой была озвучена информация о том, что несмотря на появление с 1 сентября 2016 года на базе Пермского государственного педагогического университета бюджетной группы  на 25 человек для обучения тифлопедагогов за счет министерства образования Пермского края, пока поступило только 7 заявок со всего Пермского края. В ходе круглого стола некоторые педагоги поделились информацией о том, что в их дошкольные учреждения информация из районных управлений образования не поступала, а также есть сложность в выезде для обучения и проживания на период сессии в город Пермь. Также была отмечена проблема отсутствия материальной базы (специальной литературы и игр для слабовидящих детей), необходимость тьютора на период адаптации слабовидящего ребенка к детскому саду.

3 декабря 2015 года  на заседании Совета по делам инвалидов при Губернаторе Пермского края  Уполномоченным по правам ребенка Павлом Миковым  был представлен доклад "О проблемах обеспечения доступности дошкольного и общего образования для детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Перми.

По итогам рассмотрения предложений, изложенных в докладе Уполномоченного, на контроль были поставлено исполнение рекомендаций для Министерства образования и науки Пермского края об анализе ситуации о потребности в подготовке (переподготовке)кадров, повышения квалификации специалистов для работы с детьми с инвалидностью и с ОВЗ, сформировать государственный заказ и обеспечить его выполнение в срок до 01.01.2017 года, а также принятии норматива финансирования, направленного на создание условий для развития и обучения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях (по аналогии с имеющимся нормативом для общеобразовательных организаций).

В настоящее время министерством образования проводится работа по расчету норматива финансирования, направленного на создание условий для развития и обучения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях. Принятие данного норматива на краевом уровне позволит руководителям дошкольных образовательных учреждений направить дополнительное финансирование на создание специальной среды и доплаты педагогам (или тьюторам) за работу с детьми с ОВЗ.

Новости по теме: инвалиды, права детей, семинар
прием граждан календарь Чернушинский выборы Карагайский социальное сиротство Всемирный день прав ребенка детский омбудсмен инфраструктура Кунгурский муниципальный район Косинский Чердынский экология выборы2018 свобода выражения мнений дискриминация доклады Презентация Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного российские и международные новости восстановительное правосудие Кочевский Соликамск Уинский ГУ МВД Сивинский Краевая спартакиада Спасенное детство просвещение НКО местное самоуправление колонии Чусовской анонс Юсьвинский Кунгурский мигранты СМИ Добрянский информационная безопасность детей Березниковский права детей конференция 7-8 апреля 2016 лето 2016 Всероссийский урок по правам человека-2017 Осинский ежегодный доклад жилье Октябрьский участие детей в принятии решений призыв профилактика жестокого обращения с детьми медицина выселение из общежитий конференция медиация семинар Пермский край образование память жертв репрессий религия конференции законодательство Чемпионат по Бочча свобода мирных собраний Гайнский г. Кудымкар общественные помощники Уполномоченного заключение о нарушении прав происшествие домашнее насилие круглый стол конкурсы совещание Кудымкар День защиты прав детей Пермь Березники общественный контроль Кудымкарский инвалиды 25 лет Конституции РФ детские дома права детей труд ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина Ординский Ежегодный доклад-2016 vii Летняя школа по правам человека судебные приставы ксенофобия Нытвенский БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство Краснокамск Красновишерский Большое жюри культура Волшебный мяч" День прав человека 10 декабря Суксунский труд Юрлинский приемные семьи конкурс Общественная приемная Уполномоченного