Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

Уполномоченный по правам человека высказала свою позицию по незащищенности руководителей бюджетных организаций.  Поводом стала ситуация с прекращением трудового договора с художественным руководителем КГАУК «Пермский академический Театр-Театр» Б.Л. МИЛЬГРАМОМ

22 июля 2016
Уполномоченный по правам человека высказала свою позицию по незащищенности руководителей бюджетных организаций.  Поводом стала ситуация с прекращением трудового договора с художественным руководителем КГАУК «Пермский академический Театр-Театр» Б.Л. МИЛЬГРАМОМ

 

Заключение Уполномоченного по правам человека в Пермском крае по ситуации с прекращением трудового договора с художественным руководителем КГАУК «Пермский академический Театр-Театр» Б.Л. Мильграмом

 

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае неоднократно обозначала проблему незащищённости трудовых прав руководителей государственных и муниципальных учреждений, а также заявляла об игнорировании фактора публичности  и общественного статуса руководителей учреждений социального профиля (культуры, образования, социального развития) при принятии решений об их увольнении, о непринятии мер органами исполнительной власти края по определению процедуры расторжения трудовых контрактов в одностороннем порядке или о непродлении трудовых контрактов, по прекращению практики заключения краткосрочных трудовых договоров  с руководителями учреждений и др.

В 2014 году, несмотря на общественный статус этой должности, была уволена в одностороннем порядке директор Музея «Пермь-36» Т.Г. Курсина; в 2015 году под давлением Министерства культуры вынуждена была прекратить свою трудовую деятельность директор библиотеки имени Горького Н.С. Хохрякова  - несмотря на несогласие с таким решением  ведущих экспертов библиотечного дела в РФ и сотрудников библиотеки; в 2015 году  было допущено унижение человеческого достоинства руководителей учреждений здравоохранения  при  процедуре непродления трудовых контрактов, не был учтён их публичный статус.

В 2016 году в одностороннем порядке без предварительного уведомления был расторгнут срочный трудовой договор с художественным руководителем КГАУК «Пермский академический Театр-Театр» Б.Л. Мильграмом, деятельность которого также осуществляется в сфере публичных отношений.

С формальной точки зрения, принятие министром культуры Пермского края решения о прекращении трудового договора с художественным руководителем Пермского академического Театра-Театра  не противоречит Конституции РФ и нормам трудового законодательства, так как  вопросы назначения и увольнения с должности художественного руководителя театра отнесены к исключительной компетенции учредителя (основание - Статья 41.1. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), Устав  КГАУК «Пермский академический Театр-Театр» от 14.12.2010г. и статья  9 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "Об автономных учреждениях").

Расторгнуть трудовой договор с руководителем организации по основанию, установленному в п. 2 ст. 278 ТК РФ, можно независимо от срока действия договора, а также без указания мотивов, по которым принимается решение о его прекращении. Это следует из абз. 1 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21, п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 N 2303-О.

Однако, согласно позиции Конституционного суда[1] законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации. Общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, как и запрещение дискриминации при осуществлении прав и свобод, включая запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 17, часть 3; статья 19 Конституции Российской Федерации), в полной мере распространяются на сферу трудовых отношений, определяя пределы дискреционных полномочий собственника.

Закрепление в п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая при этом необходимость принятия такого решения, направлено, прежде всего,  на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Расторжение трудового договора с руководителем учреждения должно быть обусловлено возникновением таких обстоятельств, которые для реализации и защиты прав и законных интересов собственника вызывают необходимость прекращения трудового договора с руководителем организации. В данном случае учредитель не обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии решения об увольнении руководителя, не вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации.

Процедуры принятия решения о прекращении трудовых отношений с руководителями государственных и муниципальных организаций, несущих общественно-социальную нагрузку, (в сфере образования, культуры, здравоохранения) могут предусматривать механизмы учета мнения населения (представителей общественных объединений, профессиональных сообществ, трудовых коллективов, экспертных сообществ и др.).

В соответствии со статьей 31 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015), представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Таким образом, принятие учредителем решений, затрагивающих публичные интересы, в том числе интересы населения, влекущие за собой возможное изменение культурной конъюнктуры и концепции развития театрального искусства, а также предопределяющие доступ людей к культурным ценностям и реализацию права на приобщение к последним, должно осуществляться с учётом мнения профессиональных объединений и сообществ, а также творческого коллектива, что будет способствовать соблюдение учредителем театра публичного интереса при принятии решения о прекращении трудовых отношений.

В связи с этим, принимая во внимание, что губернатором Пермского края создана  рабочая группа по анализу возникшей ситуации, и не умаляя права художественного руководителя театра использовать механизмы судебной защиты, считаю возможным рекомендовать Правительству Пермского края:

Определить конкретные меры по рекомендациям Уполномоченного по правам человека  Пермском крае в 2015 году по  созданию необходимых защитных механизмов  трудовых прав руководителей государственных учреждений и организаций: предупреждение руководителя об увольнении, сохранение (наряду с выплатой компенсации) среднего заработка на период трудоустройства, предусмотренный трудовым законодательством, коллегиальное принятие решения об увольнении, разработку объективных критериев эффективности работы руководителей и включение таких критериев в трудовой договор с руководителем, использование посреднических процедур  для разрешения трудовых споров учредителей и руководителей краевых учреждений во внесудебном порядке.

2. Рассмотреть возможность зафиксировать в трудовом договоре конкретные условия расторжения трудового договора с руководителем.  

3. Обеспечить безусловное выполнение руководством Министерства культуры Пермского края Основ законодательства в сфере культуры, а также исключение идеологически - избирательного отношения к творческим коллективам, создания условий для свободы творчества всех коллективов и доступности учреждений культуры.

Основой для соблюдения трудовых прав человека является признание и уважение человеческого достоинства, безусловное и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан представителями органов власти.

 

 

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

 Т.И. МАРГОЛИНА

 

_______________________________________________________

[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П

"По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан" 

Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR