Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Миков
Павел Владимирович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

Заключение Уполномоченного по ситуации с прекращением трудового договора с художественным руководителей Театра-Театр Борисом Мильграмом

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2020
Уполномоченный по правам человека высказала свою позицию по незащищенности руководителей бюджетных организаций.  Поводом стала ситуация с прекращением трудового договора с художественным руководителем КГАУК «Пермский академический Театр-Театр» Б.Л. МИЛЬГРАМОМ
22 июля 2016

 

Заключение Уполномоченного по правам человека в Пермском крае по ситуации с прекращением трудового договора с художественным руководителем КГАУК «Пермский академический Театр-Театр» Б.Л. Мильграмом

 

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае неоднократно обозначала проблему незащищённости трудовых прав руководителей государственных и муниципальных учреждений, а также заявляла об игнорировании фактора публичности  и общественного статуса руководителей учреждений социального профиля (культуры, образования, социального развития) при принятии решений об их увольнении, о непринятии мер органами исполнительной власти края по определению процедуры расторжения трудовых контрактов в одностороннем порядке или о непродлении трудовых контрактов, по прекращению практики заключения краткосрочных трудовых договоров  с руководителями учреждений и др.

В 2014 году, несмотря на общественный статус этой должности, была уволена в одностороннем порядке директор Музея «Пермь-36» Т.Г. Курсина; в 2015 году под давлением Министерства культуры вынуждена была прекратить свою трудовую деятельность директор библиотеки имени Горького Н.С. Хохрякова  - несмотря на несогласие с таким решением  ведущих экспертов библиотечного дела в РФ и сотрудников библиотеки; в 2015 году  было допущено унижение человеческого достоинства руководителей учреждений здравоохранения  при  процедуре непродления трудовых контрактов, не был учтён их публичный статус.

В 2016 году в одностороннем порядке без предварительного уведомления был расторгнут срочный трудовой договор с художественным руководителем КГАУК «Пермский академический Театр-Театр» Б.Л. Мильграмом, деятельность которого также осуществляется в сфере публичных отношений.

С формальной точки зрения, принятие министром культуры Пермского края решения о прекращении трудового договора с художественным руководителем Пермского академического Театра-Театра  не противоречит Конституции РФ и нормам трудового законодательства, так как  вопросы назначения и увольнения с должности художественного руководителя театра отнесены к исключительной компетенции учредителя (основание - Статья 41.1. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), Устав  КГАУК «Пермский академический Театр-Театр» от 14.12.2010г. и статья  9 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "Об автономных учреждениях").

Расторгнуть трудовой договор с руководителем организации по основанию, установленному в п. 2 ст. 278 ТК РФ, можно независимо от срока действия договора, а также без указания мотивов, по которым принимается решение о его прекращении. Это следует из абз. 1 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21, п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 N 2303-О.

Однако, согласно позиции Конституционного суда[1] законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации. Общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, как и запрещение дискриминации при осуществлении прав и свобод, включая запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 17, часть 3; статья 19 Конституции Российской Федерации), в полной мере распространяются на сферу трудовых отношений, определяя пределы дискреционных полномочий собственника.

Закрепление в п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая при этом необходимость принятия такого решения, направлено, прежде всего,  на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Расторжение трудового договора с руководителем учреждения должно быть обусловлено возникновением таких обстоятельств, которые для реализации и защиты прав и законных интересов собственника вызывают необходимость прекращения трудового договора с руководителем организации. В данном случае учредитель не обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии решения об увольнении руководителя, не вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации.

Процедуры принятия решения о прекращении трудовых отношений с руководителями государственных и муниципальных организаций, несущих общественно-социальную нагрузку, (в сфере образования, культуры, здравоохранения) могут предусматривать механизмы учета мнения населения (представителей общественных объединений, профессиональных сообществ, трудовых коллективов, экспертных сообществ и др.).

В соответствии со статьей 31 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015), представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Таким образом, принятие учредителем решений, затрагивающих публичные интересы, в том числе интересы населения, влекущие за собой возможное изменение культурной конъюнктуры и концепции развития театрального искусства, а также предопределяющие доступ людей к культурным ценностям и реализацию права на приобщение к последним, должно осуществляться с учётом мнения профессиональных объединений и сообществ, а также творческого коллектива, что будет способствовать соблюдение учредителем театра публичного интереса при принятии решения о прекращении трудовых отношений.

В связи с этим, принимая во внимание, что губернатором Пермского края создана  рабочая группа по анализу возникшей ситуации, и не умаляя права художественного руководителя театра использовать механизмы судебной защиты, считаю возможным рекомендовать Правительству Пермского края:

Определить конкретные меры по рекомендациям Уполномоченного по правам человека  Пермском крае в 2015 году по  созданию необходимых защитных механизмов  трудовых прав руководителей государственных учреждений и организаций: предупреждение руководителя об увольнении, сохранение (наряду с выплатой компенсации) среднего заработка на период трудоустройства, предусмотренный трудовым законодательством, коллегиальное принятие решения об увольнении, разработку объективных критериев эффективности работы руководителей и включение таких критериев в трудовой договор с руководителем, использование посреднических процедур  для разрешения трудовых споров учредителей и руководителей краевых учреждений во внесудебном порядке.

2. Рассмотреть возможность зафиксировать в трудовом договоре конкретные условия расторжения трудового договора с руководителем.  

3. Обеспечить безусловное выполнение руководством Министерства культуры Пермского края Основ законодательства в сфере культуры, а также исключение идеологически - избирательного отношения к творческим коллективам, создания условий для свободы творчества всех коллективов и доступности учреждений культуры.

Основой для соблюдения трудовых прав человека является признание и уважение человеческого достоинства, безусловное и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан представителями органов власти.

 

 

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

 Т.И. МАРГОЛИНА

 

_______________________________________________________

[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П

"По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан" 

конкурсы 25 лет Конституции РФ Мы вместе" Всероссийский урок по правам человека-2017 труд Краевая спартакиада " социальное сиротство Уинский законодательство жилье Большесосновский СМИ Общественная приемная Уполномоченного Частинский конференции приемные семьи Нытвенский Всемирный день прав ребенка vii Летняя школа по правам человека г. Кудымкар участие детей в принятии решений общественные помощники Уполномоченного доклады Чусовской Кунгур образование прием граждан Александровский общественный контроль выборы Волшебный мяч" заключение о нарушении прав медиация память жертв репрессий детские дома Губаха Кизел ксенофобия восстановительное правосудие информационная безопасность детей выселение из общежитий экология Чайковский ГУ МВД конкурс права детей труд выборы2018 детский омбудсмен дискриминация Кунгурский Березники избирательные права Презентация Красновишерский Сивинский Кудымкарский Чердынский лето 2016 НКО российские и международные новости календарь Кочевский религия Юрлинский Чернушинский мигранты Пермский медицина семинар профилактика жестокого обращения с детьми Год 75-летия Победы конференция 7-8 апреля 2016 анонс Ординский краевой турслет " инвалиды Осинский конференция Ильинский Карагайский происшествие Краевая спартакиада Березниковский Большое жюри инфраструктура Суксунский Ежегодный доклад-2016 Гайнский Верещагинский права детей Пермский край Юсьвинский Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного домашнее насилие Косинский культура Очерский День защиты прав детей Чайковский городской округ свобода выражения мнений круглый стол призыв совещание ежегодный доклад БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство колонии ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина Чемпионат по Бочча Добрянский Краснокамск просвещение судебные приставы День прав человека 10 декабря Соликамск Октябрьский замещающие семьи коронавирус Пермь местное самоуправление Спасенное детство свобода мирных собраний Пермский район Кунгурский муниципальный район Кудымкар
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ