Ежегодно 17 мая отмечается международный день детского телефона доверия. В Прикамье детский телефон доверия под единым общероссийским номером – 8 800 2 000 122 – начал свою работу в 2010 году.
В 2012 году на него поступило 11364 обращений от детей и взрослых. Большая часть позвонивших (95%) - дети и подростки.
Чаще всего детей волнуют взаимоотношения со сверстниками и противоположным полом (30% обращений). Обращения по поводу отношений с родителями составляют 10%. 25% запросов от детей и подростков по проблеме принятия себя: переживание по поводу одиночества, идентичности, переживание по поводу выбора жизненного пути, проблема времяпрепровождения. В каникулы значительно возрастает количество обращений по поводу скуки, неразделенной любви, непонимания со стороны родителей и сверстников.
Кризисные обращения составили 6% от общего количества. Наиболее сложные звонки поступали по поводу суицида - около 2%. 86% из них обращения непосредственно от детей и подростков, 14 % - от взрослых по поводу детей. Настораживает тенденция омоложения абонентов с суицидальной тематикой. Так, наибольшее количество поступило от подростков 11-19 лет, в 80 % - девочки, которые, как правило, легче идут на контакт и больше готовы говорить о болезненных темах. В 40% случаев обращения поступили от подростков в возрасте 16-17 лет. Половину из них составили подростки с ограниченными возможностями здоровья.
В зоне особого внимания специалистов - обращения, требующие защиты прав ребенка. Всего зарегистрировано 355 (3 %) обращений с информацией по поводу жестокого обращения: 280 (79%)- от детей и подростков; 45 (13%) – от родителей, 25 (7%) – от иных граждан.
Из них: 45% – по поводу насилия в семье; 4%- по поводу насилия вне семьи; 46%- по поводу насилия в среде сверстников; 5% - по поводу сексуального насилия.
К категории «взаимоотношения собеседников со службой» относятся «звонки-молчания» - 1483 (13%), «звонки-розыгрыши» и шутки 1886 (17%). Это те дети и подростки, которых не захотели услышать окружающие, которые когда-то уже получили негативный опыт контакта с взрослыми, были отвергнуты или обижены, и ищут способы и возможности безопасного взаимодействия, т.к. оно им жизненно необходимо. В телефонном консультанте они нашли необходимого им старшего друга. Консультант обладает умением разговаривать на равных, быть искренним, и таким образом дает юному собеседнику образец конструктивного общения, без нареканий и оценок учит строить отношения с окружающим миром, помогает ему получить положительный опыт контакта с взрослым.
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков с сожалением констатирует: «Несмотря на достаточно большое количество обращений на детский телефон доверия, доступность услуги экстренной дистантной помощи для детей края составила в 2012 году не более 40 % от потребности. Более 60 % абонентов не смогли получить помощь в силу занятости линий и недостаточной мощностью службы, а также ее работы только в дневное время».
Более подробную информацию о деятельности детского телефона доверия в Пермском крае можно получить у руководителя Службы экстренной психологической помощи детям и подросткам Веры Кожарской (тел.: 277-27-08).
Пресс-служба Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае