Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

21 июня в Доме журналиста в Перми прошел круглый стол на тему «Экстремизм в Пермском крае: формы и степени проявления, проблемы определения».

25 июля 2011

21 июля в Доме журналиста в Перми прошел круглый стол на тему «Экстремизм в Пермском крае: формы и степени проявления, проблемы определения». В нем приняли участие Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина, председатель ПКО Союза журналистов России Ольга Лоскутова, директор Центра помощи пострадавшим от насилия и торговли людьми Федор Синицын, представители этнических диаспор, администрации города Перми и администрации губернатора, сотрудники прокуратуры, журналисты.

Выявление причин экстремизма, способы их предотвращения, отражение в СМИ, существует ли экстремизм в Пермском крае – вот главные темы обсуждения.
Стоит отметить, что многие из участников встречи признают, что говорить о проявлениях экстремизма в регионе пока рано. Как отметила Татьяна Марголина, в Пермском крае речь идет, все-таки, не об экстремизме, а о предтече экстремизма – ксенофобии, одной из причин которой Уполномоченный считает, что общество только начинает осознавать, что такое права и свободы.
Кроме того, Татьяна Марголина говорила о том, Россия достаточно долго была закрыта для въезда, а Пермский край вообще был закрытым городом – только в начале девяностых годов регион стал открыт для свободного – не под конвоем – въезда. Поэтому культуры нормального отношения к приезжим в нашем крае не было, и сейчас она только начинает складываться. Краевой омбудсман считает, что нужно серьезно анализировать те тревожные сигналы, которые сейчас получают общество и власть. При этом использовать опыт других стран при построении миграционной политики нужно крайне осторожно, несмотря на то, что на западе история массовых миграций гораздо более богатая.
«Люди, которые приехали с естественным желанием сохранить свою культуру, начинают сопротивляться иногда совершенно нормальным регулирующим действиям со стороны традиционных устоев этой страны, - говорит Татьяна Марголина, - Это серьезная проблема сохранения своей идентичности и интеграции в новое пространство».
В качестве примера Татьяна Марголина привела Германию. Совсем недавно власти страны пересмотрели свою политику в отношении приезжих. Раньше там, как и во многих других странах, приезжих часто ставили в такие условия, что равного положения с гражданами страны им достичь было невозможно. Это приводило к тому, что на окраинах городов образовывались отдельные кварталы и микрорайоны, в которых жили люди только одной национальности, появлялись все новые и новые точки социального напряжения. Сейчас в Германии создаются дополнительные стимулы к интеграции, чтобы мигранты имели возможность стать равноправными членами общества, чтобы их самих не устраивало положение иждивенцев. Таким образом власти стимулируют приток специалистов из стран восточной Европы.
Другая проблема, живо обсуждающаяся на круглом столе – проблема религиозных сект. Татьяна Марголина настаивает, что, говоря о сектах, нужно разделять, когда речь идет о религиозном объединении, а когда – о мошеннических действиях с использованием религиозной атрибутики. К сожалению, приток новых для нашей страны религий и верований привел к расцвету таких мошеннических объединений, главная цель которых – нажива и психическое насилие над людьми. Однако СМИ и даже публичные люди нередко называют сектами официально зарегистрированные религиозные объединения, которые действуют в нашей стране законно, и, помимо прочего, ведут благотворительную и просветительскую деятельность.
«За последние полгода, - говорит Уполномоченный, - у меня было несколько поводов обратиться за экспертизой журналистских текстов на предмет наличия признаков экстремизма. Как выяснилось, в Перми нет специалистов, способных провести комплексный анализ текста, максимум - лингвистический. А такие тексты требуют комплексного психолого-социально-лингвистического анализа. Потому что сам текст с лингвистической точки зрения может ничего не содержать, но смысл текста, его мета-эффект, его влияние на других людей – это можно оценить только при помощи комплексного анализа. А специалистов по экстремизму в России, к сожалению, очень немного».
«Иностранное слово «экстремизм» означает ненависть, проявленную в делах и словах к тем людям, которые выглядят чужими, - говорит Ольга Лоскутова, - Пресса серьезно недорабатывает в этом плане. И мы можем предложить ряд мероприятий, направленных на искоренение причин экстремизма».
Фёдор Синицын считает, что журналисты должны нести ответственность за свои материалы, и подчеркивает при этом, что национальные отношения - очень тонкая материя, требующая взвешенного и осторожного подхода как со стороны журналистов, так и со стороны государства.
Участники круглого стола предложили провести информационно-методические семинары по критериям проявления ксенофобии в публичных текстах, по законодательной и правовой базе, ограничивающей дискриминационный характер публикаций и действий.

Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR