4 апреля Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков и и.о. руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Алексей Мельников провели совместную прямую телефонную линию по проблемам выплаты алиментов и предоставления жилья детям-сиротам.

05 апреля 2011
4 апреля Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков и и.о. руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Алексей Мельников провели совместную прямую телефонную линию по проблемам выплаты алиментов и предоставления жилья детям-сиротам.

4 апреля Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков и и.о. руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Алексей Мельников провели совместную прямую телефонную линию по проблемам выплаты алиментов и предоставления жилья детям-сиротам.
Основная масса вопросов была связана с невыплатой алиментов. И это не удивительно – по словам Алексея Мельникова, на сегодняшний день в производстве у судебных приставов региона находится более 25 тысяч исполнительных листов по алиментщикам. Уклоняясь от алиментов, люди активно используют пробелы в законодательстве: переписывают имущество на третьи лица, скрываются, скрывают реальный заработок. Работа приставов с должником может растягиваться на десятки лет, а сумма долга достигать нескольких сот тысяч или даже миллионов. Как говорит Павел Миков, нередко это приводит в отчаяние женщин, и они готовы предпринять все возможное, чтобы лишить бывшего мужа родительских прав – оборвать с ним всякие связи.
На сегодняшний день предусмотрена мера государственной поддержки родителей, которые не могут добиться выплаты алиментов: если семья признана малоимущей, то следует взять у пристава-исполнителя постановление о невозможности взыскания алиментов. И с этим постановлением прийти в территориальное управление Минсоцразвития – там можно претендовать на дополнительную ежемесячную выплату, которая составляет около 160 рублей.
Однако эта мера, конечно, не решает проблем родителей, вынужденных содержать детей в одиночку. По мнению Павла Микова системным решением могло бы стать создание государственного алиментного фонда. Это могло бы освободить родителя от мытарств, в том случае, если бывшие супруги не могут договориться о порядке содержания ребенка.
Сейчас, решая при разводе вопрос о порядке содержания ребенка, люди зачастую не могут прийти к удобному для обеих сторон соглашению из-за накопленных во время совместной жизни разногласий. Привлекая в качестве посредника адвоката, люди только обостряют конфликт между собой – поскольку адвокат не ставит себе цель договориться на взаимовыгодных условиях, его задача, как правило, создать условия, наиболее выгодные для клиента – одного из родителей. Так разрушаются не только связи между экс-супругами, но и между родителями и детьми, что травмирует детскую психику. Павел Миков считает, что саму остроту этих споров можно значительно сгладить, привлекая в досудебном порядке медиаторов – независимых посредников, которые помогут сторонам договориться на взаимовыгодных условиях. Таким образом, Уполномоченный по правам ребенка вновь поднимает вопрос о необходимости создания служб медиации при судах.
Что касается неисполнения судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то выделенные из краевого бюджета на 2011 год 450 млн. рублей, по мнению детского омбудсмена, не смогут решить проблемы – даже эти деньги могут быть не освоены. В территориях региона зачастую просто нет и не строится жилья, соответствующего требованиям к жилью, предоставляемому детям-сиротам.
Сейчас на исполнении у судебных приставов находится 365 исполнительных производств. По словам Алексея Мельникова, приставы, зачастую, не могут исполнить решение суда в том виде, в каком оно написано в исполнительном листе; средств, выделенных на эти цели из краевого бюджета, не хватает. Впрочем, Алексей Мельников считает, что выход есть: если муниципалитет не может выделить жилье или денежные средства из соответствующего фонда по объективным причинам, то следует в судебном порядке менять способ и порядок исполнения судебного решения. Тогда приставы могли бы рассматривать в качестве источника исполнения решения суда не только отдельную строку бюджета, но и другие источники.

С полным текстом прямой линии можно будет ознакомиться в ближайших выпусках газеты «Пермские Новости».