По инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае прошла горячая линия по проблемам соблюдения прав граждан при расселении ветхих и аварийных домов, подлежащих сносу. В консультировании граждан приняли участие Уполномоченный по правам человека Татьяна Марголина, и.о. министра жилищно-коммунального хозяйства Наталья Князева, начальник Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края Анатолий Лаврентьев и заместитель начальника Управления жилищных отношений Администрации Перми Мария Сирина.

29 марта 2011
По инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае прошла горячая линия по проблемам соблюдения прав граждан при расселении ветхих и аварийных домов, подлежащих сносу. В консультировании граждан приняли участие Уполномоченный по правам человека Татьяна Марголина, и.о. министра жилищно-коммунального хозяйства Наталья Князева, начальник Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края Анатолий Лаврентьев и заместитель начальника Управления жилищных отношений Администрации Перми Мария Сирина.

По инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае прошла горячая линия по проблемам соблюдения прав граждан при расселении ветхих и аварийных домов, подлежащих сносу. В консультировании граждан приняли участие Уполномоченный по правам человека Татьяна Марголина, и.о. министра жилищно-коммунального хозяйства Наталья Князева, начальник Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края Анатолий Лаврентьев и заместитель начальника Управления жилищных отношений Администрации Перми Мария Сирина.
В течение двух часов два телефона в приемной Уполномоченного не умолкали ни на минуту, по итогам горячей линии можно с уверенностью сказать, что проблемы при расселении возникают регулярно, и некоторые из них можно назвать системными.
Несколько обращений граждан были связаны с тем, что их не уведомляли о том, что дом, в котором они живут, признан аварийным и подлежит сносу. Как пояснил Анатолий Лаврентьев, городская Администрация в таких случаях обязана заранее уведомлять только собственников жилья. Если же жилец проживает в квартире на основании договора социального найма, то в этом случае собственником жилища является муниципалитет. Если же не предупредили собственника – это уже является грубейшим нарушением его прав, но такие случаи единичны.
Основная масса обращений была связана с тем, что переселяемые из жилья, подлежащего сносу, были недовольны тем жильем, которое им предлагается взамен. В основном недовольство вызвано тем, что при переезде в другой район, зачастую отдаленный, разрываются социальные связи семьи и детей, приходится долго добираться до школы, работы. В частности, людей систематически переселяют из Кировского района в Лёвшино, объясняя это тем, что никто из застройщиков не вызвался строить там социальное жилье. К сожалению, сейчас эти вопросы решаются по справедливости только в судебном порядке, потому что формально переселение происходит, как правило, в полном соответствии с региональным и федеральным законодательством. Татьяна Марголина предложила рассматривать социальную составляющую в таких случаях в досудебном порядке с привлечением профессиональных посредников – медиаторов. К примеру, их можно было бы включить в состав уже существующей, но реально не действующей конфликтной комиссии.
Так же под переселение в связи с аварийностью дома нередко попадают люди из категории малоимущих, которые уже стоят в очереди на получение жилья. В соответствие с действующим законодательством, этот фактор не учитывается: семьи переселяют из одной комнатушки в другую, такую же по площади, только новую. Людям приходится уживаться с новыми «коммунальными» соседями, заново обустраивать и налаживать быт. По мнению краевого омбудсмена, гораздо проще было бы такие семьи сразу переселять в квартиры с большей площадью, учитывая тот факт, что они уже признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Решение этого вопроса требует законодательной инициативы на федеральном уровне.
Помимо прочего, всплыл вопрос информирования граждан о грядущем расселении: оказалось, что списков аварийных домов, которые составляются ежегодно, нет в открытом доступе. По просьбе Уполномоченного они появятся на официальных сайтах ответственных структур.
Подводя итоги горячей линии, можно с уверенностью говорить, что расселение аварийных домов идет полным ходом; а поскольку это сложный процесс, в котором невозможно учитывать все нюансы, необходимо налаживать диалог властей и жителей Пермского края.