Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина рекомендует уволенным «без объяснения причин» руководителям муниципальных и государственных учреждений в случае несогласия с увольнением обращаться в суд.

28 января 2011

В интернет-пространстве появилась информация о несогласии коллектива лицея № 9 г. Перми с решением об увольнении директора лицея А. Бушуевой, принятым начальником департамента образования Перми Людмилой Гаджиевой. Педагоги и родители считают, что это решение несправедливо и не соответствует интересам образовательного учреждения и детей. Статьей 278 Трудового кодекса РФ установлено дополнительное основание увольнения руководителя организации по инициативе работодателя - без объяснения причин. Следует отметить, что в последние годы такая практика встречается все чаще.
Ранее Конституционным судом РФ исследовался вопрос конституционности положений указанной статьи (Постановление КС РФ от 15.03.2005 г. № 3-П). Конституционный Суд считает, что законодатель вправе, исходя из характера и содержания труда руководителя организации, выполняемой им трудовой функции, предусматривать особые правила расторжения с ним трудового договора. Однако вводимые при этом ограничения трудовых прав руководителя организации в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям. При этом граждане должны быть защищены от произвола. Например, увольнение «без объяснения причин» не может служить прикрытием увольнения по дискриминационным основаниям, т.е. по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Если руководитель организации считает, что решение собственника о его увольнении фактически обусловлено такими обстоятельствами, которые свидетельствуют о дискриминации, злоупотреблении правом, он может оспорить увольнение в судебном порядке. Сложившаяся судебная практика свидетельствует о признании обязанности судов проверять доводы уволенного руководителя о дискриминационном характере такого увольнения.
Сложившаяся в других регионах судебная практика рассмотрения дел о восстановлении на работе уволенных по ст. 287 ч. 2 ТК РФ руководителей показала, что большое значение имеет вопрос, руководитель какой именно организации уволен. Если речь идет о руководителе коммерческой организации, то его увольнение действительно может быть обусловлено частным коммерческим интересом собственника. В отношении руководителя государственного или муниципального учреждения такой подход несправедлив. При решении вопроса обоснованности увольнения руководителя государственного или муниципального учреждения необходимо понимать, что такое решение принимает учредитель, собственник имущества. Учитывая то, что, например, руководитель органа местного самоуправления лично не является собственником имущества муниципального учреждения, он обязан соблюдать публичные интересы населения муниципального образования, а не свои частные интересы. По этому поводу также есть судебная практика – Определение Верховного суда РФ, в котором Суд помимо иных аргументов указал на необходимость соблюдения общественно значимых интересов при принятии такого решения, как решение об увольнении руководителя муниципального учреждения. При отсутствии такого обоснования у уволенного руководителя муниципального учреждения возникает право требовать этого обоснования, в т.ч. в судебном порядке.
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина рекомендует уволенным «без объяснения причин» руководителям муниципальных и государственных учреждений в случае несогласия с увольнением обращаться в суд (в течение месяца) с исками о восстановлении на работе, указывая в обосновании иска либо факты дискриминации, либо несоблюдение процедуры и предусмотренных трудовым кодексом или трудовым договором гарантий, либо то, что при принятии решения не учтены публичные интересы.

Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR