Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина обсудила с представителями Главного Управления Центрального Банка РФ по Пермскому краю перспективы появления в регионе института банковского омбудсмена.

25 января 2011
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина обсудила с представителями Главного Управления Центрального Банка РФ по Пермскому краю перспективы появления в регионе института банковского омбудсмена.

В январе Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина обсудила с представителями Главного Управления Центрального Банка РФ по Пермскому краю перспективы появления в регионе института банковского омбудсмена.
На сегодняшний день эта проблема очень актуальна: в частности, в 2010 году к уполномоченному поступило более 20 обращений, связанных со спорами между кредитными организациями и их клиентами. Особенно остро некоторые проблемы встали после трагедии в «Хромой лошади». Кредитные обязательства легли на престарелых родственников погибших. Эта ситуация показала, что необходимо искать какие-то варианты, чтобы решить подобные проблемы.
Татьяна Марголина: «Опыт банковских сообществ других стран по внедрению института финансового омбудсмена убедительно свидетельствует о повышении доверия клиента к банкам при создании дополнительных гарантий и защиты их прав как потребителей. Работа корпоративного омбудсмена – это своего рода внутренний аудит не финансов, а отношений – потребителей и банка, это, по сути, новая культура договорных отношений. Это возможность компенсации правовой финансовой неграмотности клиента в его спорах с банком, и омбудсмен усиливает клиента в его взаимоотношениях с банком. Я очень надеюсь, что реально существующую финансовую неграмотность потребителя банки не будут использовать в своих целях, а будут минимизировать эту неграмотность, консультируя, помогая. Это новый аспект социальной ответственности банковского бизнеса. В Перми есть уникальная возможность создания и развития этого института, потому что, во-первых, в Перми есть программы обучения медиаторов. А медиатор – это одна из возможных технологий работы омбудсмена. В частности, в Пермском государственном университете уже разработаны программы обучения медиаторов. В Пермском крае есть ассоциация медиаторов, которая готова поддерживать методически это явление в банковском секторе. Но нужна корпоративная воля».
Еще в прошлом году в Перми прошел круглый стол «Актуальные аспекты развития кредитных организаций: институт банковского омбудсмена и управление банковской задолженностью», на котором вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов, рассказал о том, что от внедрения института банковского омбудсмена выиграют не только клиенты, но и банки. Досудебное решение споров позволит сэкономить на судебных издержках, снизить количество обращений от органов надзора и контроля и улучшить репутацию кредитных организаций. При этом сам институт может способствовать повышению прозрачности розничного рынка банковских услуг и поможет банковскому сообществу оперативно выявлять проблемы регулирования банковской деятельности. В дополнение ко всему, расчетная стоимость услуг банковского омбудсмена впятеро ниже, чем средняя стоимость гражданского судопроизводства.
По информации Регионального Управления Банка России, на данный момент в Пермском крае одобряют идею банковского омбудсмена три банка из пяти, и Центробанк заинтересован в ее продвижении, хотя бы в целях повышения финансовой грамотности населения. Все это говорит о том, что корпоративная воля, все-таки, существует.
 

Круглый стол «Актуальные аспекты развития кредитных организаций: институт банковского омбудсмена и управление банковской задолженностью», презентация к докладу д-ра Йоханнеса Энгельса, Федеральное ведомство финансового надзора Германии

Круглый стол «Актуальные аспекты развития кредитных организаций: институт банковского омбудсмена и управление банковской задолженностью», презентация вице-президента Ассоциации региональных банков России Олега Иванова