В Мемориальном музее истории политических репрессий «Пермь-36» прошел очередной, VI по счету, Международный гражданский форум «Пилорама-2010».

30 июля 2010

В Мемориальном музее истории политических репрессий «Пермь-36» прошел очередной, VI по счету, Международный гражданский форум «Пилорама-2010». Жаркая погода не помешала бывшим политзаключенным, правозащитникам и всем тем, для кого словосочетание «гражданское общество» не пустой звук, собраться вместе.

В этом году в программе не было заявлено музыкантов, которые могли бы соперничать по популярности с приезжавшим на прошлую «Пилораму» Юрием Шевчуком, поэтому и посетителей на «Пилораме»-2010 оказалось меньше: в противовес прошлогодним десяти тысячам, в этом году в «Пермь-36» приехали около шести тысяч гостей. Но для «Пилорамы» важны не цифры сами по себе: важно количество, переходящее в качество.

Тем, кто приехал на «Пилораму»-2010, предстояло решить для себя непростую задачу: успеть не только увидеть и услышать, но и обсудить всё, что происходит на Форуме. На это у гостей Форума было всего 50 часов. Организаторы «Пилорамы» уверены, что этого времени хватит на то, чтобы сделать еще несколько шагов к очеловечению, личностному росту и, в конечном итоге, духовной революции, пусть и отдельно взятого человека. Тем более ресурсов для этого на Форуме достаточно: специальные акции, перформансы, спектакли и кинофильмы, затрагивающие непростые, острые темы (в этом году кинопрограмму готовили Amnesty International, Гете-институт, Польский культурный центр в Москве, Эстонский национальный музей, кураторы Всероссийского фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер»); дискуссии, в ходе которых можно было попытаться осмыслить самые злободневные проблемы и попробовать сообща найти способы их решения; выставки, в том числе, посвященные людям, для которых главным законом был закон чести (на «Пилораме-2010» экспонировались фотовыставки Юрия Роста «Андрей Сахаров» и Михаила Мильчика «Иосиф Бродский»); общение с правозащитниками и бывшими диссидентами - людьми с неуспокоенной совестью, друзьями «Пилорамы». Кстати, на Форуме можно было, заполнив анкету, получить значок «Друг музея «Пермь-36» и почувствовать собственную причастность к делу музея, которому в этом году исполняется 15 лет.

К «Пилораме-2010» музей подготовился основательно. Организаторы купили полевую кухню, которая может накормить до полутора тысяч человек одновременно, предусмотрели организацию платной охраняемой автостоянки, установили три тентовых павильона, в которых гости проходили кинопоказы, дискуссии, специальные акции. В этом году был построен через речку Боярка железный мост грузоподъемностью 40 тонн. Предполагалось, что будет возведена капитальная мостовая переправу, но инвесторы посчитали, что 3 миллиона рублей – слишком много для мероприятия, которое длится три дня в году. Предполагается, что качественное развитие «Пилорамы» и других проектов «Перми-36», а также вхождение кучинского мемориала в Международную коалицию музеев совести, позволит найти инвесторов и для дальнейшего развития инфраструктуры территории музея.

Предлагаем вашему вниманию выдержки из СМИ, освещавших данное мероприятие.

"На "Пилораме-2010" впервые были представлены фрагменты выставки "Дневники Анны Франк": выдержки из дневника девочки, фото из семейного архива Франков, документальные фото.
Анна Франк - еврейская девочка, уроженка Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшаяся с семьёй от геноцида в Нидерландах. Анна вела дневник с 12 июня 1942-го по 1 августа 1944 года. В июне 1942 года Франкам пришла повестка в гестапо на имя Марго, старшей сестры Анны, после этого семья Франк и несколько их знакомых переселились в убежище, устроенное сотрудниками фирмы, в которой работал отец.
Сначала Анна писала для себя, но весной 1944 года она услышала по радио выступление министра образования Нидерландов. Тот сказал, что все свидетельства нидерландцев периода оккупации должны стать всенародным достоянием. Анна решила после войны издать книгу, в основу которой лёг бы её дневник. Она стала переписывать свои заметки, что-то изменяла, опускала куски, казавшиеся ей неинтересными, и прибавляла что-то по памяти. Продолжала вести и первоначальный дневник. Последняя запись в нём датирована 1 августа 1944 года. Три дня спустя восемь обитателей убежища были арестованы немецкой полицией и отправлены в концлагерь, где в марте 1945 года 15-летняя Анна умерла от голода и болезней. Книгу - страшное свидетельство фашистских преступлений - она сама так и не издала.


ИЗ ДНЕВНИКА АННЫ ФРАНК
"28 сентября 1942 года. Всё тяжелее осознавать, что мы никогда не сможем выйти на улицу. И испытывать постоянный страх, что нас обнаружат и расстреляют. Не очень весёлая перспектива".
9 октября 1942 года. Сегодня у меня только печальные известия. Наших еврейских знакомых арестовывают целыми группами. В гестапо с ними обращаются буквально не по-человечески, загоняют в вагоны для скота, чтобы увезти в Вестерборк, еврейский лагерь в Дренте. Мип говорила с человеком, которому удалось бежать оттуда. Он рассказал ужасные вещи! Заключённым почти не дают еды и питья. Воду из кранов подают всего на час в день, и на несколько тысяч людей там всего один умывальник и туалет. Спят все на полу вповалку: мужчины, женщины... Женщин и детей нередко обривают наголо. Бежать оттуда практически невозможно: заключённых узнают по обритым головам и еврейской внешности. Если в Голландии евреев держат в таких невыносимых условиях, то как же им приходится в тех местах, куда их отсылают? Мы думаем, что большинство просто уничтожают. Английское радио говорит о газовых камерах, возможно, это самый быстрый способ умерщвления".
Друзья скрывавшихся в убежище подобрали Аннины записки сразу после ареста. Мип Гиз отдала их отцу девочки Отто Франку, когда о смерти Анны стало достоверно известно. На одной из последних страниц дневника Анна написала: "Я хочу жить после смерти". Что ж, по крайней мере, это её желание сбылось.
Александр ФИЛИППЕНКО, народный артист России:
- Кульминацией театральной линии форума стала постановка Александра Филиппенко "Окно, горящее в ночи". Она составлена из монологов Жванецкого, цитат из Солженицына, Пастернака, Есенина, Левитанского, Окуджавы, Высоцкого, Кирсанова, Жигулина, Домбровского, Шаламова.
- Хорошими текстами, приятными идеями всегда интересно поделиться с друзьями, а в зале, надеюсь, друзья. А уж вам самим решать, что из этих знаний, воспоминаний сдать в архив, а что следует пересмотреть... Перечитать, ещё раз задуматься, - такими словами начал свою программу Филиппенко. - Сегодня на сцене, а по сути на лобном месте прозвучат слова убиенных злой системой, и я уверен, что те, кто сюда приехал, поймут и почувствуют, что я хотел сказать.
И приехавшие почувствовали. Они пританцовывали, когда звучала музыка, замирали, когда замирал Филиппенко, и проводили эмоционального артиста шквалом аплодисментов и криками "браво!"
- Я приехал на гражданский форум "Пилорама" в третий раз. Друзья рассказали, я заинтересовался, - рассказал Александр Филиппенко. - Это важное и нужное дело. Те, кто сам сознательно сюда приезжает, делают свой выбор. Пусть даже если два-три человека из тысячи вернутся с "Пилорамы" и поспрошают родителей, бабушек, дедушек, то это значит задумаются..."
(Наталья СИТНИКОВА, Березниковская неделя (г. Березники), №31 (240), 4 августа 2010 г.)

"Мир культуры и несвобода"
Культурную часть фестиваля открыл спектакль "Отче наш" по колымским рассказам Варлама Шаламова в постановке Вологодского камерного театра. На сцене - деревянные срубы, персонажи в полосатой арестантской робе и фоном жуткая музыка, напоминающая то ли бьющий по нервам визг пилы, то ли скрежет зубовный. Страшная жизнь узников в колымских рудниках, лишенная даже простых физиологических радостей (им снятся буханки хлеба, летящие, как ангелы, по небу), низведенная до самых простейших инстинктов, до тупого равнодушия... И какая ликующая радость охватывает, когда в заржавевшем мозгу, в котором, казалось, навек умер интеллект, вдруг из глубин памяти всплывает давно забытое за ненадобностью умное слово "сентенция". Спектакль сильный, потрясающий, он - о неистребимости в человеке человеческого даже в скотских условиях существования.

А вспоминали поэта близко знавшие его по Питеру Михаил Мейлах и Наталья Горбаневская - оба бывшие узники совести. Наталью Горбаневскую приговорили к принудительному лечению в психиатрической больнице за то, что в 1968 году вышла с друзьями на Красную площадь в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию. Жила в Париже, работала в известном журнале "Континент", с 2005 года - гражданка Польши. С Бродским и его друзьями, которых потом окрестили "ахматовскими сиротами", была дружна в годы своей учебы на филфаке ЛГУ, вращались в одной литературной тусовке. Рассказывала Горбаневская как о забавных моментах (ко дню ее рождения Иосиф посвятил ей строки "Петропаловка и Невский без ума от Горбаневской"), так и серьезных, подвергающих сомнению распространенное мнение об аполитичности поэта в годы его эмиграции. "Мы оба участвовали в съезде Международного Пен-клуба в Торонто, который посвящался писателям - политическим заключенным. Я была возмущена тем, что в списке семи писателей числилось только двое из стран коммунистического режима: Василь Стус и Вацлав Гавел, и предложила съезду принять отдельную резолюцию по Анатолию Марченко, отбывавшему тогда срок в советских лагерях. Иосиф горячо поддержал меня, я написала текст резолюции по-русски, а он перевел его на английский. Мы собрали около 40 подписей. Организаторы съезда обещали разместить резолюцию в форме письма в заключительных документах, что, однако, сделано не было, и письмо потом опубликовал эмигрантский парижский журнал "Континент".
Михаил Мейлах прочитал мини-поэму о своем друге Иосифе Бродском, написанную... в лагере "Пермь-36". На политическую зону будущий литературовед с мировым именем, профессор Страсбургского университета попал в 1984 году только за то, что в домашней библиотеке хранил "антисоветские" издания: Владимира Набокова, Осипа Мандельштама, Александра Солженицына. "В лагере у меня случился аппендицит, который перешел в перитонит. От неминуемой смерти спасли врачи районной Чусовской больницы, куда отвезли в последний момент, - рассказывал Михаил Мейлах. - После полостной операции швы долго не заживали, и молодой врач-дагестанец спросил, надо ли наклеить медицинский пластырь. Я ответил, что природа сама справится. Он намек, кажется, понял, и так я выиграл целый месяц свободного времени на больничной койке. За это время написал книгу стихов "Игра в аду". Бродский потом предложил другое название - "Камерная музыка".
Тему Бродского на фестивале продолжила замечательная галерея его фотопортретов.
Острые дебаты на фестивале развернулись вокруг политической драмы молодого немецкого режиссера Ханса - Кристиана Шмидта о событиях в Югославии, кинодебюта Веры Глаголевой "Одна война" о судьба русских женщин, родивших от немцев во время оккупации в Великую Отечественную войну. Всего было показано более десятка фильмов."
(Людмила ДМИТРИЕВА,Березники вечерние (г. Березники), №29(904), 28 июля 2010 г.)

 


"На "Пилораме-2010" были представлены две российские кинопремьеры: германо-датско-нидерландский фильм "Шторм" о судебном процессе над бывшим военным руководством в албано-боснийском конфликте. И немецкая лента "Две-три вещи, которые я знаю о нем" - автобиографичная работа режиссера, который всю жизнь считал, что его отец был противником национал-социализма, и неожиданно узнает, что тот был одним из идеологов фашизма в Германии.
- Эти фильмы впервые показаны в России на "Пилораме-2010", - говорит Татьяна Марголина, уполномоченный по правам человека в Пермском крае. - Мы специально купили авторские права на показ. Проблемы, которые в них подняты, очень актуальны, и об этом еще будут говорить в нашей стране так же, как о проблеме Катыни. Фильм Анджея Вайды мы показали на "Пилораме" задолго до его официальной премьеры в России.
Представительная немецкая делегация приехала на нынешнюю "Пилораму", чтобы отметить важность обсуждаемых проблем: Петер Франк - судья Верховного суда Федеральной земли Берлин - представлял "Шторм". На фестиваль были приглашены профессура и студенты Йенского университета, директор лагеря-музея "Бухенвальд", на сотрудничество с которым надеется музей "Пермь-36".


Отдельного внимания заслуживает спектакль об "истории жертвенной любви" (именно так он именовался в программе) "Ночь Гельвера", поставленный в одном из помещений лагеря Лысьвенским театром драмы. Нужно отдать должное: сотрудники театра смогли в весьма стесненных (и это еще мягко сказано) условиях показать достойное действо. Оценить его смогли все, кто хоть что-то увидел сквозь спины впереди сидящих зрителей. Несмотря на все сложности, присутствующие были по-настоящему растроганы игрой Натальи Мироновой и Игоря Безматерных. Спектакль лысьвенцев повествовал о небольшом мирке матери и ее слабоумного сына Гельвера, которые с детской наивностью воспринимает жестокую (прежде всего по отношению к нему) реальность 30-х годов нацистской Германии. Карла (а именно так зовут мать) старается оградить сына от возможных опасностей.
Дина ПОЛИНА, Business class, №29 (294), 2 августа 2010 г.