Миков
Павел Владимирович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Канал Уполномоченного на YouTubeОбратиться к Уполномоченному

Последние загруженные фотографии

Новость за 28 мая 2010 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
28 мая 2010

"Эксперты и докладчики, которые выступали здесь, много говорили об юридических аспектах. Я не только на основании своей должности, но и будучи профессором ПГУ, могу без ложной скромности отнести себя к эксперту в сфере прав человека. Тем более что этот статус признан, и в этой роли я выступаю не только в России, но и за рубежом.

Мне кажутся странными два момента. Уважаемые юристы, которые делают экспертизу предлагаемым изменениям в Устав Перми, действуют в позитивистском советском духе. Они ссылаются только на закон, полагая, что только закон – вершитель всего. Но с 1993 года ситуация в нашей стране изменилась: в РФ верховенство права! Прав людей! Поэтому любой закон на любом уровне власти, прежде всего, должен рассматриваться через призму расширения или, наоборот, ущемления прав человека. Это наша беда. И вы знаете, что очень многие решения в Прикамье принимались с финансово-экономической точки зрения рационально, но они значительно умаляли социальные права человека, делая его жизнь хуже. Я с уважением отношусь к управленческим аргументам, когда рассматриваются различные модели управления с точки зрения их эффективности. Но ведь принципиально важна и другая сфера: в данном случае речь идёт о политических правах каждого жителя Перми. Речь идёт о том, ущемляются ли политические права при отмене прямых выборов мэра Перми или нет. Мне кажется, администрации города Перми недостаточно экспертного мнения только на уровне соответствия предлагаемых изменений в Уставе только на уровне соответствия законодательству. Потому что Конституция РФ и второй документ, который, к сожалению, очень плохо знают наши управленцы, и который с 1998 года является документом прямого действия для всех уровней властей – это Европейская конвенция о правах человека. Если не использовать два этих документа, а конкретно, статьи, не позволяющие ограничивать политические права граждан, если они, я подчёркиваю, уже есть! А мы, смею напомнить, не в 1985 и не 1998 году, у нас уже есть право прямого выбора. Вот если бы его не было, рассматривались различные варианты избрания мэра, это было бы возможно. Но у нас это право уже есть!

Я не соглашусь с уважаемым коллегой из Екатеринбурга (речь идёт об эксперте Илье Захаркине) в том, что Конституционный суд рассматривал этот вопрос. Конституционный суд РФ обращение гражданина Андриянова не рассматривал по существу. Было сказано, так как не было судебного прецедента, где гражданин России говорит об ограничении его политических прав, то Конституционному суду нечего пока рассматривать. И второе: многие эксперты ссылаются на федеральный закон. Всё правильно, федеральный закон даёт варианты проведения выборов. Но у нас другая ситуация. Ситуация, когда это право уже было. И важно понять, ограничивается это право сейчас или нет? Вот какой выбор должны сегодня сделать мы, и именно с этих позиций дать правовую экспертизу поправкам в Устав! То есть, ещё раз подчеркну, с точки зрения международных правовых стандартов и Конституции РФ.

И ещё. Тут часто ссылались на то, как у нас назначаются губернаторы, как выбирают депутатов Госдумы и ЗС. Извините! Мы сейчас говорим о местном самоуправлении, суть которого, если следовать Конституции РФ (ст. 30), другая. Это не власть, понимаете! Хотя все любят говорить: «Местная власть». Да не местная это власть! А местное САМОУПРАВЛЕНИЕ! Управление от имени народа и населения! Я, кстати, сначала предлагала, чтобы провели референдум по поводу этой поправки в Устав. Но когда я изучила законы о референдумах (федеральный и краевой), то оказалось, что на референдум вообще не может выставляться вопрос по ограничению фундаментальных прав граждан. Поэтому я считаю, что это очень серьёзный вопрос, который требует дополнительной экспертизы с точки зрения конституционности и ограничения или не ограничения политических прав жителей Перми. Одно могу сказать, это очень ответственное решение."
27.05.2010

*Для справки: В соответствии со статьей 130 Главы 8 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.


Право избирать и быть избранным относятся к политическим правам и свободам гражданина. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти.


Согласно пункту 2 статьи 32, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Пункт 3 статьи 3 Конституции РФ гласит, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».


Согласно ст. 25 международного пакта «О гражданских и политических правах», Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность: a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
Предлагаемая редакция Устава города Перми подразумевает избрание Главы города депутатами Думы из своего состава, что кардинальным образом меняет существующий в действующей редакции Устава города, (непротиворечащий федеральному законодательству, принцип избрания Главы). При этом следует обратить внимание на Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором пункт 9 статьи 2 дает определение понятию «выборы». В соответствии этим определением можно сделать вывод о том, что предлагаемая процедура избрания главы города Перми выборами не является, поскольку ее нельзя признать формой прямого волеизъявления граждан в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.


Вносимые в Устав изменения нарушают конституционный принцип закрепленный пунктом 2 статьи 55, гласящий, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а также пунктом 3 статьи 55, где говорится, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Ни под одно из этих оснований предлагаемые изменения в Устав не подходят.


Также, европейские нормы об основаниях и пределах ограничения в пользовании правами человека содержатся в п.2 ст.8, 9, 10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в п.3 и 4 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции. Обоснованием для введения ограничений служат схожие требования Конвенции, содержащиеся в перечисленных статьях. Ограничение должно быть "предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц" (ст.8 Конвенции). Четыре статьи Конвенции непосредственно регулируют ограничение прав человека: отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях (ст.15); ограничение на политическую деятельность иностранцев (ст.16); запрещение злоупотреблений правами (ст.17); пределы использования ограничений в отношении прав (ст.18).

культура мигранты Ежегодный доклад-2016 конференция 7-8 апреля 2016 медиация колонии заключение о нарушении прав День прав человека 10 декабря российские и международные новости приемные семьи НКО ГУ МВД общественный контроль восстановительное правосудие выборы2018 жилье общественные помощники Уполномоченного инфраструктура ксенофобия законодательство Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного Всемирный день прав ребенка календарь vii Летняя школа по правам человека выборы труд происшествие Общественная приемная Уполномоченного судебные приставы местное самоуправление прием граждан Спасенное детство Кудымкар Коми-Пермяцкий округ права детей труд социальное сиротство семинар конкурсы участие детей в принятии решений дискриминация Презентация лето 2016 конференции выселение из общежитий религия инвалиды экология память жертв репрессий анонс 25 лет Конституции РФ права детей Пермский край свобода мирных собраний просвещение профилактика жестокого обращения с детьми конференция информационная безопасность детей круглый стол ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина образование конкурс День защиты прав детей Всероссийский урок по правам человека-2017 БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство ежегодный доклад детские дома детский омбудсмен призыв СМИ медицина совещание доклады Большое жюри свобода выражения мнений
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ