28 октября 2009 года, под председательством прокурора Пермского края А.Ю.Белых, прошло заседание коллегии краевой прокуратуры, в котором принял участие Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков. На коллегии рассматривался вопрос по исполнению законодательства о соблюдении прав несовершеннолетних при организации летнего отдыха и трудовой занятости.

01 ноября 2009

28 октября 2009 года, под председательством прокурора Пермского края А.Ю.Белых, прошло заседание коллегии краевой прокуратуры, в котором принял участие Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков. На коллегии рассматривался вопрос по исполнению законодательства о соблюдении прав несовершеннолетних при организации летнего отдыха и трудовой занятости.


В работе коллегии приняли участие представители Министерства образования и здравоохранения края, Роспотребнадзора, ГУ МЧС России по Пермскому краю, агентства по занятости населения Пермского края, а также Межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху».


На коллегии отмечено, что состояние законности в указанной сфере не в полной мере обеспечивает соблюдение прав несовершеннолетних на труд, отдых и оздоровление, и не отвечает целям государственной политики в интересах детей, закрепленных Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».


Прокурорами, практически повсеместно выявлены нарушения законодательства в сфере оздоровления детей, их отдыха, а также реализации права на труд.


В нарушение требований Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» в 84 % лагерей с дневным пребыванием установлены существенные нарушения при организации медицинского обслуживания. В частности, нехватка медработников, отсутствие лечебно-оздоровительных мероприятий, контроля за организацией питания, физическим развитием детей, санитарным состоянием помещений. Во многих учреждениях отдыха и оздоровления детей не было обеспечено соблюдение требований к устройству, содержанию и организации режима, допускались нарушения при организации питания, невыполнение норм по калорийности, порций выдаваемых блюд.


Из-за недостаточного финансирования содержания муниципальных детских лагерей, все большую популярность приобретает закупка услуг по организации отдыха детей у коммерческих организаций, частных предпринимателей, которые зачастую приоритетными считают не цели воспитания детей, а извлечение прибыли.


Примером может служить факт госпитализации 23 воспитанников частного оздоровительного лагеря «Огонек-ПМ» с острой кишечной инфекцией, причиной которого стало сокрытие администрацией лагеря аварии канализационной системы. В настоящее время возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 236 УК РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических правил).


Как показала проверка, каждое пятое учреждение в летний период 2009 года принимало детей без положительного заключения должностных лиц госпожнадзора. Так, в одном из муниципальных районов края 6 лагерей круглосуточного пребывания детей все лето эксплуатировались с нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности, а всего в регионе 11 загородных лагерей открылись и работали при наличии отрицательных заключений госпожнадзора.


Вместе с тем, прокурорами был принят комплекс мер реагирования направленных на защиту трудовых прав несовершеннолетних привлеченных к работе в свободное от учебы время.


Нарушения, которые выявлялись в ходе прокурорских проверок, касались порядка начисления и своевременной оплаты труда подростков со стороны работодателей.


Так, прокурорами Осинского и Ильинского районов Пермского края в адрес руководителей образовательных учреждений были внесены представления, по факту невыплаты в полном объеме 134 подросткам заработной платы за летний труд, по результатам рассмотрения которых, работодатель погасил имеющуюся перед несовершеннолетними задолженность в полном объеме.


Также выявлено, что практически повсеместно подростки принимались на работу без предварительного обязательного медицинского осмотра. Вопреки требованиям Трудового кодекса РФ работодателями при приеме на работу несовершеннолетних не испрашивались согласие родителей и (или) органов опеки и попечительства, многими работодателями не соблюдались правила оформления трудовых книжек на несовершеннолетних работников. Имели место случаи, когда подросткам работодателями незаконно устанавливался испытательный срок, и не всегда обеспечивалась надлежащая охрана труда.


Всего по результатам прокурорских проверок внесено 190 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 72 лица, принесено 48 протестов на незаконные правовые акты, объявлено 19 предостережений, в отношении 18 лиц возбуждены дела об административном правонарушении, в суд направлено 77 заявлений.


Прокурором края в адрес правительства Пермского края и краевого Агентства по занятости населения внесены представления.
По результатам работы коллегии принято решение о направлении информации о состоянии законности в данной сфере губернатору края, а также об организации горрайпрокурорами комплекса практических мероприятий направленных на недопущение нарушений прав несовершеннолетних.

(подготовлено по материалам отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края)