12 марта в 12.00 в информационном агентстве «Интерфакс» Марголина Т.И. представила специальный доклад «Проблема пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения с гражданами в деятельности правоохранительных органов и учреждений в Пермском крае».

12 марта 2008
12 марта в 12.00 в информационном агентстве «Интерфакс» Марголина Т.И. представила специальный доклад «Проблема пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения с гражданами в деятельности правоохранительных органов и учреждений в Пермском крае».

Уполномоченным сделан краткий анализ международных документов по проблемам пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения в деятельности правоохранительных органов в Пермском крае, а также практика принятия решений по аналогичным фактам Европейским Судом по правам человека. В докладе проведен анализ подобного вида правонарушений в деятельности правоохранительных органов и учреждений в Пермском крае, проанализированы причины и условия, способствующие их возникновению в среде сотрудников правоохранительных органов.

В ходе проведения исследования данной проблемы выявлено, что определение пытки, изложенное в Уголовном кодексе РФ не в полной мере соответствует определению, изложенному в статье 1 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

На сегодняшний день в законодательстве нашей страны нет понятий жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство видов обращения и наказания, в связи с чем, возникает различное толкование этих терминов сотрудниками правоохранительных органов и правозащитниками. Вместе с тем, правоохранительные органы в своей правоприменительной деятельности должны руководствоваться международными нормами и стандартами в обращении с гражданами, так как общепризнанные принципы и нормы международного права имеют преобладающую силу в Российской правовой системе.

На примере практики Европейского суда по правам человека в докладе показано, что государство должно нести ответственность за любое лицо, которое арестовано или задержано правоохранительными органами. Презумпция невиновности не распространяется на государство и его органы, в связи с чем государство обязано доказывать свою невиновность. При обращении в суд заявитель не должен предъявлять доказательств, что к нему применялись пытки, жестокое, бесчеловечное обращение. Вместе с тем, правоохранительные органы обязаны представить доказательства того, что в их органах и учреждениях подобное обращение не применялось.

Правоохранительные органы и учреждения в Пермском крае не имеют единой статистики о пытках и жестоком, бесчеловечном или унижающем обращении с гражданами, а также по применению статьи 286 УК РФ «превышение должностных полномочий». Подобное положение дел не позволяет органам власти адекватно оценивать уровень распространения данных правонарушений и соответственно планировать действенные меры их профилактики.

В заключительной части специального доклада в соответствии с обязательными для исполнения в Российской Федерации рекомендациями Комитета ООН по предотвращению пыток подготовлены рекомендации в адрес руководства правоохранительных органов в Пермском крае, Совета судей Пермского края, адвокатского сообщества по вопросу профилактики и недопущения подобных явлений.

В подготовке специального доклада использовались статистические и аналитические материалы аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, Прокуратуры Пермского края, ГУВД по Пермскому краю, ГУФСИН по Пермскому краю, Пермского регионального правозащитного центра. Экспертное сопровождение доклада осуществлял профессор Пермского филиала Нижегородской академии МВД России, полковник милиции А.Н. Цуканов.