В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило обращение общественного помощника Уполномоченного. Заявитель просит предоставить разъяснения по поводу отмены выборов главы Карагайского района

01 июля 2004
Для рассмотрения по существу обращения, в адрес председателя Пермской областной избирательной комиссии было направлено соответствующее ходатайство.

Из поступившего за подписью председателя комиссии А.Н. Лебедева ответа следует, что выборы действующего главы местного самоуправления Карагайского района Пермской области состоялись 3.12.2000 г. Решение об их назначении было принято 11.08.2000г. Изменения статьи 26 Устава, регулирующей срок полномочий главы района, внесены решением Земского Собрания 3.10.2000 г. и опубликованы в средствах массовой информации 18.10.2000 г., т.е. до выборов главы района.

Необходимо разъяснить, что на момент внесения изменений и дополнений о сроках полномочий в Уставы муниципальных образований Пермской области в период с 1999 г. по 2001 г. действовал Федеральный закон <Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации> от 19.09.1997 г. № 124-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.03.1999 г. № 55-ФЗ).

В соответствии в п. 3 ст. 8 указанного закона норма об изменении установленного Уставом муниципального образования срока полномочий выборных органов вступает в силу после истечения срока полномочий действующего органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 6. ст. 1 этого же закона в случае внесения изменений и дополнений в регулирующий проведение выборов, референдума федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, в регулирующие проведение местного референдума положения устава муниципального образования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума указанные изменения и дополнения вступают в силу после окончания избирательной кампании, проведения референдума.

В связи с этим, сложилось неоднозначное толкование указанных норм закона у глав и представительных органов местного самоуправления.

Вопрос о назначении выборов органов местного самоуправления находится в компетенции представительного органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 259 Гражданского процессуального кодекса РФ избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.