В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило коллективное обращение жителей п.Карьер-Известняк, в котором заявители обжаловали решение Александровской городской Думы № 171 от 18.07.2003 года .

27 мая 2004
В соответствии с данным решением Александровской городской Думы, для жителей п.Карьер-Известняк устанавливались повышенные тарифы на оплату коммунальных услуг, и постановление главы администрации г.Александровска №862 от 28.07.2003 года <Об организации пассажирских перевозок пригородного сообщения в режиме маршрутного такси>, согласно которому работа МУП <Автотранс> по осуществлению пассажирских перевозок должна была быть организована в режиме маршрутного такси с 100% оплатой проезда.

Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация признается социальным государством, в котором в том числе устанавливается ряд гарантий социальной защиты граждан. Нормами действующего законодательства РФ нескольким десяткам категорий граждан, установлено право на льготный (бесплатный и с 50% оплатой) проезд на транспорте городского и пригородного сообщения, при этом почти каждым нормативно-правовым актом определено, что предусмотренные им льготы должны предоставляться организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Такими нормативно правовыми актами являются, например, ФЗ <О социальной защите инвалидов в РФ> № 181-ФЗ, ФЗ <О ветеранах> № 5-ФЗ и другие. Подписанное Главой г. Александровска постановление о переводе работы автотранспортного предприятия в режим маршрутного такси с 100 % оплатой для всей категорий граждан напрямую ограничивает право льготных категорий на пользование установленной для них Российской Федерацией льготой по оплате проезда на транспорте городского и пригородного сообщения. Предоставление установленных нормами федерального законодательства социальных льготы и гарантий не может быть ограничено, за исключением тех случаев, когда это напрямую установлено федеральным законами, например, Федеральным законом <О бюджете РФ>.

Согласно Федеральному закону РФ <Об общих принципах организации местного самоуправления> муниципальные правовые акты не должны противоречить нормам федерального законодательства. Принятые в нарушение норм федерального законодательства акты считаются недействительными и подлежат официальной отмене.

По существу вопроса о повышении тарифов на услуги ЖКХ было установлено следующее. 28.07.2003 года Александровской городской Думой было принято решение <Об установлении цен (тарифов) на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги, предоставляемые гражданами на административной территории г.Александровска> № 171 от 18.07.2003 года, согласно которому были повышены тарифы на оплату коммунальных услуг (горячее водоснабжение и отопление) для граждан, проживающих на территории п.Карьер-Известняк.

Ранее, органы местного самоуправления, действительно, самостоятельно осуществляли регулирование тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую теплоисточниками, находящимися в муниципальной собственности и устанавливали тарифы на коммунальные услуги для населения, согласно утвержденным ранее тарифам на тепловую энергию.

Начиная с 29.03.2003 года, согласно внесенным в Федеральный закон <О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ> изменениям (Федеральный закон №38-ФЗ от 26.03.2003г.), право устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, в том числе находящимися в муниципальной собственности, потребителям было предоставлено органам исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, то есть РЭК Пермской области. Федеральный закон о внесении соответствующих изменений вступил в законную силу с 29.03.2003 года, а решение Александровской городской Думы было принято спустя несколько месяцев 18.07.2003г. Из полученных за подписью заместителя председателя региональной энергетической комиссии Пермской области ответов следовало, что муниципальные предприятия Александровского района в период с 29.03.2003 года по 18.07.2003 года в РЭК Пермской области за утверждением тарифов на тепловую энергию не обращались, необходимый пакет документов поступил на согласование только 19.12.2003 года.

Таким образом, тарифы на оплату коммунальных услуг д ля населения были рассчитаны на основании утвержденных в нарушение ч.4 ст.2 Федерального закона <О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ> от 14.04.1995 г. №41-ФЗ тарифов на тепловую энергию. Согласно ст.6 вышеназванного нормативно-правового акта решение органа местного самоуправления принятое с превышением предоставленной ему компетенции подлежит отмене.

Из информации, поступившей в ответ на направленное в адрес прокурора г.Александровска ходатайство, следует, что по результатам проведенной проверки был принесен соответствующий протест на решение Александровской городской Думы и поставлен вопрос об отмене принятого 18.07.2003 года решения. До настоящего времени результатов рассмотрения протеста в мой адрес не поступало.

Тот факт, что на сегодняшний момент (конец мая 2004г.), несмотря на выявленные нарушения и протест прокуратуры г.Александровска, принятые и утвержденные еще летом прошлого года акты продолжают действовать, свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления и не желании в добровольном порядке устранить нарушения норм федерального законодательства.

Таким образом, органами местного самоуправления г.Александровска на протяжении десяти календарных месяцев нарушаются установленные нормативно-правовыми актами РФ права граждан, в том числе на получение социальных гарантий и льгот.

На основании изложенного, руководствуясь ст.21 Закона Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области>, нормы которой предусматривают, что Уполномоченный по правам человека в Пермской области вправе выносить заключение о нарушении прав и направлять его соответствующему должностному лицу, а должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, обязано рассмотреть его и письменно уведомить Уполномоченного о принятых мерах в установленный законом срок, Уполномоченный направил заключение о нарушении прав граждан, проживающих на административной территории г. Александровска в адрес Главы г. Александровска С. В. Сертакова для рассмотрения настоящего Заключения и обеспечения соблюдения на территории муниципального образования г.Александровск прав граждан на получение установленных нормами федерального законодательства льгот по оплате проезда на транспорте городского и пригородного сообщения.

Также в заключении поставлены вопросы об отмене либо о внесении изменений в Решение Александровской городской Думы от 18.07.2003 г. №171 на очередном заседании городской Думы и определении конкретных сроков рассмотрения протеста прокурора г.Александровска.

Ответ по итогам рассмотрения заключения будет размещен на сайте Уполномоченного.

01.06.2004 г. Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил уведомление в адрес и. о. губернатора Пермской области О. А. Чиркунова по итогам рассмотрения потсупившего в адрес Уполномоченного коллективного обращения жителей п. Карьер-Известняк, в котором заявители обжаловали решение Александровской городской Думы № 171 от 18.07.2003 г. <Об установлении цен (тарифов) на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги, предоставляемые гражданами на административные территории г. Александровска>, в соответствии с которым для жителей п. Карьер-Известняк устанавливались повышенные тарифы на оплату коммунальных услуг, и постановление главы г. Александровска № 862 от 28.07.2003 г. <Об организации пассажирских перевозок пригородного сообщения в режиме маршрутного такси>, согласно которому работа <МУП <Автотранс> по осуществлению пассажирских перевозок должна была быть организована в режиме маршрутного такси с 100% оплатой проезда, в адрес глав администрации г. Александровска было направлено Заключение <О нарушении прав граждан, проживающих на административной территории г. Александровска>.