Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил в адрес Главы г.Перми А.Л. Каменева Заключение .

27 апреля 2004
Так, в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратились жители микрорайона <Акуловский> Дзержинского района г.Перми.

Как следует из обращения, на основании постановления главы г. Перми проводится застройка территории микрорайона <Акуловский> коттеджным поселком ТСЖ <Акулова-4> и гражданином Г. (земельный участок между улицами 1-я и 2-я Сортировочная).

В непосредственной близости от участка, намеченного для строительства, расположен квартал, на котором произрастают зеленые насаждения. В результате проводимой застройки территории производится сруб деревьев, произрастающих на рассматриваемом участке.

С целью отмены постановления Главы города, предоставляющего ТСЖ <Акулова-4> и Г. право застройки территории, заявители обращались в судебные органы, но исковые требования удовлетворены не были.

Однако в ходе одного из заседаний суда было установлено, что вырубка липовой рощи для строительства коттеджей окажет негативное воздействие на состояние природной среды г. Перми и непосредственно на жителей микрорайона <Акуловский>. Данный вывод судом был сделан на основании проведенной судебной экологической экспертизы (определение Ленинского районного суда г.Перми от 31.10.2003г.).

В соответствии со ст. 12 Федерального Закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ <Об экологической экспертизе> обязательной государственной экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации подлежат все виды градостроительной документации, в том числе проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.

На основании ч. 1 ст. 32 Федерального Закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ <Об охране окружающей среды> оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которое может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Статья 3 ФЗ <Об охране окружающей среды> презюмирует экологическую опасность планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 33 вышеуказанного Закона в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

В судебном заседании было установлено, что при принятии постановления главы г. Перми, на основании которого отводились земельные участки для застройки городских земель, экологическая экспертиза в порядке, установленном Законом, не проводилась.

По мнению Уполномоченного ситуация в микрорайоне <Акуловский> Дзержинского района г. Перми является недопустимой, нарушающей основные права и свободы граждан, проживающих на территории г. Перми. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов:

- соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В связи с изложенным и в соответствии со ст. 21 Закона Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области> Уполномоченный направил в адрес Главы г.Перми Заключение <О нарушении прав жителей микрорайона <Акуловский> на благоприятную окружающую среду>, в котором предложил рассмотреть вопрос о проведении государственной экологической экспертизы на предмет влияния проводимого строительства на окружающую среду г. Перми.

Информация об ответе Главы г.Перми о результатах рассмотрения данного Заключения будет размещена на сайте.

Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил ходатайства в адреса и. о. губернатора Пермской области О. А. Чиркунова, прокурора Пермской области А. Н. Кондалова, начальника главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области В. А. Бугайчука, главного судебного пристава по Пермской области А. Н. Красноперова по повторному обращению граждан микрорайона <Акуловский> г. Перми по поводу прекращения застройки территории микрорайона.

К материалам обращения заявители приложили копии постановлений о возбуждении исполнительных производств, запрещающих администрации г. Перми, ТСЖ <Акулова-4>, Злобину Андрею Владимировичу производить на земельных участках проектные, строительные, монтажные, земляные, подрядные работы, коммуникационные работы, складирование материалов, размещение строительной техники на территории площадью 1450 кв.м. лесного массива между улицами Наумова и Строительной, Кустарной и Якутской в п. Акулова г. Перми, продолжения северной стороны ул. Заречная (квартал 3545) до ул. Майконская (3547-3548).

Заявители сообщают о том, что, несмотря на имеющиеся решения суда, возбуждения исполнительных производств администрация г. Перми, ТСЖ <Акулова-4>, А.В. Злобин отказываются исполнять вынесенные решения суда.

В связи с изложенным, учитывая особую значимость разрешения рассматриваемой ситуации, Уполномоченный проинформировал и. о. губернатора Пермской области О. А. Чиркунова, направил ходатайства прокурору Пермской области А. Н. Кондалову, главному судебному приставу по Пермской области А. Н. Красноперову о взятии под личной контроль исполнение решений Ленинского районного суда г. Перми.

Ответы на данные ходатайства будут размещены на сайте Уполномоченного.