Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил главе администрации г.Кизела Заключение Уполномоченного по правам человека в Пермской области .

17 февраля 2004
Как следует из Заключения:

<В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступила жалоба Никитиной В.И. на незаконные и необоснованные действия должностных лиц администрации г. Кизела в части отказа в приобретении для нее благоустроенного жилья за пределами г. Кизела, в частности в г. Березники, за счет средств государственной поддержки, предназначенных на переселение граждан из ветхого жилья, находящегося на горных выработках ликвидированных угольных шахт и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Данное обращение было принято Уполномоченным к производству, в связи с чем, был направлен запрос в Ваш адрес.

Из полученного ответа № 754-Н от 09.01.2004г. стало известно, что <в связи с недостаточным поступлением средств на переселение из ветхого жилья, переселение за предела г. Кизела в 2003г. не производилось, кроме того, в г. Кизеле ведется строительство жилого дома и практически все средства государственной поддержки, выделяемые на переселение граждан из ветхого жилья, направлялись на строительство дома. В 2004г. администрация г. Кизела будет продолжать строительство жилых домов в г. Кизеле, а ожидаемые средства господдержки будут направлены на строительство жилых домов, вследствие этого переселение граждан из ветхого жилья за пределы г. Кизела в 2004г. не планируется>.

С целью предоставления более подробной информации по рассматриваемому вопросу был направлен запрос начальнику отдела социально-экономического развития Кизеловского угольного бассейна И.В. Козиолову.

Из полученного ответа стало известно, что <поскольку стоимость благоустроенного жилья в г. Кизеле намного ниже, чем в других городах Пермской области (стоимость однокомнатной квартиры в г. Кизеле составляет около 80 тыс. рублей) для улучшения жилищных условий как можно большего количества семей администрацией г. Кизела было принято решение не проводить переселение за пределы города. В 2002г. администрации г. Кизела из федерального бюджета было выделено 17507,1 тыс. рублей на содействие гражданам в переселении с горных отводов, в результате чего в 2002г. было переселено 79 семей в пределах города.

По состоянию на начало 2003г. в г. Кизеле подлежали переселению еще 1393 семьи. В течение 2003г. из федерального бюджета на переселение с горных отводов в г. Кизеле было выделено 20552,0 тыс. рублей, в результате переселено 133 семьи.

В связи с тем, что на начало 2004г. подлежат переселению еще порядка 1260 семей, администрация планирует продолжить строительство жилых домов в г. Кизеле, в связи с чем, жилье за пределами города для переселения с горных отводов приобретаться не будет>.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что администрация г. Кизела защищает интересы основной массы населения, так как для переселения за пределы г. Кизела необходимы средства в значительно в большем объеме.

Однако считаю, что доводы администрации г. Кизела не обоснованы и противоречат действующему законодательству РФ, так как согласно п. <б> Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных Правительством РФ от 03.12.1997г. предусмотрено оказание содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п. 8.5 Приказа Министерства энергетики РФ от 29.03.2001г. № 96 при формировании программы финансирования содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого необходимо определять порядок первоочередного переселения социально незащищенных слоев населения, проживающих в домах, подверженных техногенным воздействиям, опасным для жизни.

Ссылка администрации на недостаточность средств на приобретение жилья по ТЭО несостоятельна на том основании, что согласно п. 1.5 Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 17.11.1998г., средства на финансирование затрат по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания, предусматриваются в Проекте ликвидации шахты из расчета полной стоимости приобретения жилья по социальной площади жилья для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта РФ, избранной для постоянного проживания, но не свыше средней по РФ стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья определяется каждые шесть месяцев Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике и Государственным комитетом РФ по статистике совместно с администрациями субъектов РФ и публикуется в средствах массовой информации. Таким образом, необходимые средства закладываются изначально при ликвидации шахты и направляются в адрес администраций.

В связи с изложенным, считаю, что Никитина В.И. имеет право на получение жилого помещения в г. Березники и администрация г. Кизела обязана предоставить ей возможность приобрести благоустроенное жилье.

В соответствие со ст. 21 Закона Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области>: должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, обязано рассмотреть его и письменно уведомить Уполномоченного о принятых мерах.

На основании изложенного, предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее заключение.

2. Рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств для приобретения Никитиной В.И. жилого помещения в г. Березники.

Ответ по данному заключению прошу направить в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области в 15-дневный срок, установленный Законом Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области>.

Информация о поступившем на Заключение Уполномоченного ответе будет размещена на сайте Уполномоченного по правам человека.