В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило обращение директора Краснокамского правозащитного центра О. Сергеева, который в своем письме указал на случаи жестокого обращения с детьми, находящимися в Краснокамском детском доме, со стороны сотрудников детского дома, а также отметил факты избиения несовершеннолетних детей-сирот.

30 декабря 2003
Как следует из письма: <: Весной 2003 года заместитель директора по воспитательной работе Р. за плохое поведение детей на общешкольной линейке задержала детей 6-го класса и заставила стоять до 16 часов:

27 сентября воспитатель Л., находясь на работе в состоянии алкогольного опьянения, вступил в конфликт с воспитанником детского дома К., бегал за ним, кидал камни и палки в тринадцатилетнего подростка. А результате чего последнему нанес удар палкой:

10 октября дежурный сторож Т. со своими друзьями в алкогольном опьянении находясь на территории детского дома, жестоко избил воспитанника А. Взрослые парни били ногами и руками детдомовца, положили автомобильные шины на подростка и начали прыгать на глазах детей>.

И это не единичные случаи.

Учитывая остроту ситуации, Уполномоченный обратился к председателю департамента образования области, который сообщил, что по данным фактам проведено служебное расследование, состоялся выезд в г.Краснокамск совместно с председателем Пермской гражданской палаты, начальником отдела по защите прав детей аппарата администрации области, посещены семьи отдельных воспитанников. Также, как проинформировал председатель департамента: <Установлено, что случаи насилия в детском доме - школе не единичны и проявляются в разных формах (наказание лишением обеда, грубое обращение, рукоприкладство). Факты физического насилия установлены и со стороны тех воспитателей, которые сами обратились в правозащитный центр г.Краснокамска за помощью. Недоверие, недоброжелательность, грубость к отдельным воспитанникам провоцируют их самовольные уходы из учреждения>.

В связи с этим, было принято решение рассмотреть данный вопрос на заседании Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН <Оправах ребенка> и Всемирной Декларации <Об обеспечении выживания, зажиты и развития детей>.

Принимая во внимание тот факт, что <случаи насилия в детском доме - школе не единичны и проявляются в разных формах>, Уполномоченный дополнительно обратился к прокурору г.Краснокамска для проведения проверки на предмет наличия, либо отсутствия в действиях сотрудников Краснокамского детского дома интерната признаков уголовного деяния.

Информация о дальнейшем разрешении данной ситуации будет размещена на сайте Уполномоченного.

Уполномоченный дополнительно обратился к прокурору г.Краснокамска для проведения проверки на предмет наличия, либо отсутствия в действиях сотрудников Краснокамского детского дома интерната признаков уголовного деяния.

Как следует из письма прокуратуры от 09.01.2004 № 72-534-ж-03г., <Еще в январе 2003 года был привлечен к уголовной ответственности бывший зам.директор дома детства по ст. 213 ч.1 УК РФ. После выявления фактов, послуживших основанием к возбуждению уголовного дела, директор дома детства была освобождена от занимаемой должности. В сентябре 2003 года в Краснокамском доме детства прокуратурой г.Краснокамска вновь проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту несовершеннолетних от жестокого обращения. В ходе проверки были установлены факты причинения побоев воспитателями воспитанникам детского дома>. По результатам проверки были возбуждены уголовные дела в отношении сотрудников детского дома. Кроме того, прокуратурой г.Краснокамска внесены представления в управление образования г.Краснокамска и Краснокамский детский дом. По результатам рассмотрения представлений прокуратуры привлечен к дисциплинарной ответственности директор детского дома и зам. директора по воспитательной работе.

Из полученной информации стало ясно, что в настоящее время проводятся проверки по другим фактам применения физического насилия к воспитанникам. Учитывая вышеизложенное, с целью недопущения нарушения прав детей Уполномоченный обратился к главе г.Краснокамска с просьбой взять под личный контроль ситуацию, сложившуюся в детском доме.

Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил Заключение <О нарушении прав воспитанников Краснокамского детского дома-школы> в адрес главы г.Краснокам ска В.М. Воркова.В Заключении было изложено следующее:

<17.11.2003 года в мой адрес поступило обращение директора Краснокамского правозащитного центра О.Е. Сергеева, в котором были изложены факты жестокого обращения сотрудников Краснокамского детского дома-школы по отношению к воспитанникам детского дома-школы.

В связи с поступившей информацией мной было направлено ходатайство в адрес председателя департамента образования Пермской области, который сообщил, что по данным фактам проведено служебное расследование, состоялся выезд в г.Краснокамск совместно с председателем Пермской гражданской палаты, начальником отдела по защите прав детей аппарата администрации области, посещены семьи отдельных воспитанников.

Председатель департамента сообщил, что в ходе проведенного расследования было установлено, <что случаи насилия в детском доме - школе не единичны и проявляются в разных формах (наказание лишением обеда, грубое обращение, рукоприкладство). Факты физического насилия установлены и со стороны тех воспитателей, которые сами обратились в правозащитный центр г.Краснокамска за помощью. Недоверие, недоброжелательность, грубость к отдельным воспитанникам провоцируют их самовольные уходы из учреждения>.

Принимая во внимание указанный факт, мной было направлено обращение к прокурору г.Краснокамска для проведения проверки на предмет наличия, либо отсутствия в действиях сотрудников Краснокамского детского дома-школы признаков уголовно наказуемого деяния. Как следует из письма прокуратуры от 09.01.2004 № 72-534-ж-03г., <Еще в январе 2003 года был привлечен к уголовной ответственности бывший зам.директор дома детства по ст. 213 ч.1 УК РФ. После выявления фактов, послуживших основанием к возбуждению уголовного дела, директор дома детства была освобождена от занимаемой должности. В сентябре 2003 года в Краснокамском доме детства прокуратурой г.Краснокамска вновь проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту несовершеннолетних от жестокого обращения. В ходе проверки были установлены факты причинения побоев воспитателями воспитанникам детского дома>. После проведения проверки были возбуждены уголовные дела в отношении сотрудников детского дома. Кроме того, прокуратурой г.Краснокамска внесены представления в управление образования г.Краснокамска и Краснокамский детский дом. По результатам рассмотрения представлений прокуратуры привлечен к дисциплинарной ответственности директор детского дома и зам. директора по воспитательной работе.

Анализ поступившей информации показал, что случаи насилия в детском доме-школе не единичны, проявлялись в разных формах и были зафиксированы еще в начале 2003 года.

Согласно принятой Конвенции ООН <О правах ребенка>, ст.149 Семейного кодекса РФ дети оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных, лечебных и иных учреждениях, имеют право на всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.

В соответствии с нормами ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. В соответствии с п.4 ст.35 ГК РФ попечителем (опекуном) несовершеннолетнего ребенка, находящегося в воспитательном или ином учреждении, является данное учреждение. Опекуны (попечители) обязаны заботиться о содержании подопечных, об обеспечении их уходом, лечением, а также осуществлять защиту их прав и интересов.

Таким образом, на протяжении многих месяцев по причине бездействия директора и начальника управления системой образования г.Краснокамска, входящего в структуру органов местного самоуправления, систематически нарушались права несовершеннолетних детей.

Согласно ст.31 Закона РФ <Об образовании> планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с п.6 ст.14 Устава Краснокамского муниципального образования, утвержденно го решением Краснокамской городской Думы от 19.03.1996 №30 организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования также отнесены к ведению органов местного самоуправления.

Таким образом, Ваше длительное бездействие, не своевременное реагирование на происходящее в муниципальном учреждении, не осуществление должного контроля за деятельностью начальника управления системой образования г.Краснокамска и директора Краснокамского детского дома-школы привели к нарушению прав несовершеннолетних детей, предусмотренных указанной выше Конвенцией ООН, Гражданским и Семейным кодексами РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.21 Закона Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области>, нормы которой предусматривают, что Уполномоченный по правам человека в Пермской области вправе выносить заключение о нарушении прав и направлять его соответствующему должностному лицу, а должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, обязано рассмотреть его и письменно уведомить Уполномоченного о принятых мерах в установленный 15-дневный срок.

Направляю Вам заключение и предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее Заключение.

2. Разработать и внедрить план конкретных мероприятий, направленных на эффективное разрешение сложившейся ситуации в Краснокамском детском доме-школе и восстановление нарушенных интересов воспитанников.

3. Провести служебную проверку на предмет выяснения причин не обращения (несвоевременного обращения) должностных лиц учреждения в интересах воспитанников в органы внутренних дел г.Краснокамска по фактам нанесения телесных повреждений несовершеннолетним и иным установленным фактам. При наличии оснований, прошу ходатайствовать о принятии к виновным должностным лицам мер дисциплинарного взыскания.

4. Обеспечить соблюдение законных интересов воспитанников, а также сохранение их физического и морального здоровья.

Ответ по итогам рассмотрения заключения прошу направить в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области в 15-дневный срок, установленный Законом Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области>. Отдельно, обращаю Ваше внимание на то, что замена мотивированного ответа отсылкой к другим должностным лицам, государственным, органам местного самоуправления не допускается>

Ответ главы г.Краснокамска на Заключение Уполномоченного будет размещен на сайте.

В ответ на обращение Уполномоченного по правам человека в Пермской области в адрес председателя департамента образования Пермской области поступила следующая информация о том, что департаментом утверждено Положение о Наблюдательной комиссии в целях осуществления контроля за реализацией мер по предотвращению нарушений прав несовершеннолетних в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, длительно находящемся в состоянии кризиса.

Так, согласно Положению наблюдательная комиссия является временным органом, функционирует до стабилизации обстановки в учреждении, но не более 1 года. Комиссия состоит из 5 членов, в состав комиссии могут входить представители ведомств, решающих проблемы охраны прав детей, сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека, представители общественных организаций.

В соответствии с составом Наблюдательной комиссии, утвержденным приказом председателя департамента образования Пермской области от 19 марта 2004 года № 65 в состав комиссии включен представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермской области.

Кроме того, из прокуратуры г.Краснокамска уведомили, что прокуратурой была проведена дополнительная проверка по фактам применения насилия в отношении воспитанников детского дома со стороны заместителей директора и воспитателей. Работа детского дома постоянно находится на контроле прокуратуры г.Краснокамска.

Дополнительно из прокуратуры проинформировали о том, что в отношении старшего воспитателя Краснокамского детского дома К. 15 марта 2004 года отменено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Материалы направлены для проведения дополнительной проверки. В случае установления в действиях К. состава преступления прокуратурой будет решен вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности.

Также, как сообщил глава г. Краснокамска Заключение Уполномоченного по правам человека <О нарушении прав воспитанников Краснокамского детского дома-школы> от 5 марта 2003 года было рассмотрено на коллегии при главе самоуправления 25 марта 2004 года. В соответствии с решением коллегии было поручено: финансовому управлению администрации - обеспечить своевременное финансирование содержания детей, переданных на патронатное воспитание в период каникул, выходных и праздничных дней; директору МОУ <Краснокамский Детский дом-школа> - обеспечить своевременную подачу заявок на финансирование расходов по содержанию детей-сирот, передаваемых на патронатное воспитание, исключить из текста, подписываемого патронатными воспитателями заявления фразу <: о задержке выплаты денег на питание предупреждена>; управляющему системой образования - осуществлять постоянный контроль за своевременной выплатой денежных средств на содержание детей-сирот, за благосостоянием, здоровьем и развитием ребенка, соблюдением его прав и законных интересов при устройстве в семью патронатного воспитателя.