Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в субъекте Рос-сийской Федерации (далее Уполномоченного) является одной из форм реагирова-ния Уполномоченного на выявленные в ходе осуществления деятельности нару-шения прав и свобод человека и гражданина.

19 декабря 2003
В отличие от Ежегодного доклада Уполномоченного, как правило, вклю-чающего несколько (иногда до двадцати) разделов, посвященных оценке ситуа-ции с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности, а также доклад <о деятельности Уполномоченного>, Специ-альный доклад, как правило, посвящен оценке положения в конкретной сфере, конкретно создавшейся ситуации. То есть, Специальный доклад Уполномоченно-го, как правило, имеет более узкую направленность, а потому более конкретен.

Не ставя под сомнение, наличие и необходимость использования иных форм реагирования Уполномоченного на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, таких как

- Ежегодный доклад Уполномоченного,

- Заключение Уполномоченного о нарушении прав и свобод человека и гражданина,

- Обращение Уполномоченного в государственные органы, органы мест-ного самоуправления, к должностным лицам этих органов,

- Законодательные инициативы и т.д.,

хочется отметить, что Специальный доклад, как форма реагирования на на-рушения прав и свобод человека и гражданина обладает, по сравнению с ними ря-дом неоспоримых преимуществ.

Среди преимуществ Специального доклада перед иными формами реагиро-вания Уполномоченного следует выделить:

- четко определенную тематику специального доклада, то есть кон-кретно определенную (обычно в названии) сферу отношений гражданина и госу-дарства, исследуемых с точки зрения соблюдения в данной сфере прав и свобод человека и гражданина;

- информационную <свежесть> событий, фактов, сведений отражаю-щихся в Специальном докладе, что также существенным образом повышает к не-му интерес;

- публичность Специального доклада, так как в основном он вносится и заслушивается в высшем законодательном органе субъекта Российской Федера-ции;

- возможность принятия высшим законодательным органом субъекта Российской Федерации, иными государственными органами мер реагирования по сведениям изложенным в Специальном докладе;

- возможность опубликования Специального доклада в средствах мас-совой информации.

Наиболее значимыми отличительными особенностями Специальных докла-дов Уполномоченного являются их <тематизм> и <информационная свежесть>.

Нет необходимости говорить о том, что восприятие большинством граждан информации напрямую зависит как от значимости сведений, содержащихся в докладе, так и от их актуальности на период обнародования. То есть, если доклад посвящен проблемам имевшим быть место год или два назад, говорить о том, что он будет востребован, достаточно тяжело.

В то же время, если в Специальном докладе исследуется проблемы, которые на момент представления, имеют широкое общественное обсуждение, вызывают общественный резонанс в обществе, можно с уверенностью говорить о том, что специальный доклад Уполномоченного вызовет неподдельный интерес.

Вышесказанное ни коим образом не говорит о необходимости <погони> Уполномоченного за <горячими темами>, а лишь означает необходимость быст-рого реагирования Уполномоченного на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Очень важно, что Специальный доклад является официальным документом, содержащим, как правило, официальное мнение Уполномоченного по существу того или иного события, установленного факта.

Это значит, что в последующем, мнение Уполномоченного, изложенное в Специальном докладе, будет не только тщательно исследоваться, но и обсуждать-ся в различных государственных органах.

Как показывает практика, наиболее тщательно проверяются сведения и факты, содержащиеся в Специальном докладе с точки зрения соответствия их действительности. В основном, такой <проверкой> занимаются оппозиционно на-строенные к Уполномоченному общественные организации, депутаты различных уровней, органы прокуратуры.

В случае, если в Специальном докладе исследуется деятельность государст-венных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих орга-нов, такая <проверка> также неизбежна.

Следует остановиться на том, что Специальные доклады Уполномоченного, вне зависимости от предмета исследования доклада, практически всегда носят со-циально-политический характер, так как простая констатация факта нарушения прав и свобод человека и гражданина, невозможна без приведения юридически значимых доказательств нарушения и выявления причин нарушения, а значит оп-ределения <виновных>.

В тоже время, необходимо уяснить, что основной целью Специального док-лада Уполномоченного является информирование органов законодательной и ис-полнительной власти о нарушениях прав человека и гражданина в той или иной сфере жизнедеятельности, той или иной ситуации. Уполномоченный не обязан, но, на мой взгляд, вправе давать рекомендации о возможных формах реагирова-ния того государственного органа, в чей адрес направлен Специальный доклад, либо чьи действия (бездействие) являются предметом его исследования. При этом, желательно, чтобы рекомендации государственному органу учитывали его полномочия и компетенцию, то есть были законодательно выверенными.

В качестве примера можно привести порядок реагирования Комитета по со-циальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской об-ласти на Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермской области <О нарушении требований ст.73 УИК РФ>.

Согласно Решению комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области от 07.08.02г. № 15-1 информация, представленная Уполномоченным в данном докладе была принята к сведению, Специальный доклад для рассмотрения и принятия мер был направлен в ГУИН МЮ РФ по Пермской области. Кроме того, комитет принял решение подгото-вить и внести на обсуждение очередного заседания Законодательного Собрания обращение к министру юстиции Российской Федерации по вопросу приведения в соответствие с действующим законодательством порядка в отношении отбыва-ния наказания лицами, осужденными к лишению свободы в других регионах, ли-бо проживавшим до осуждения в других регионах, и отбывающим наказание в исправительных учреждениях на территории Пермской области.

Текст обращения к министру юстиции Российской Федерации, предложен-ный Уполномоченным, был одобрен Законодательным Собранием (Постановле-ние от 22.08.02 № 338) и направлен в адрес министра юстиции РФ Ю.Я. Чайки.

Текст обращения:

<Законодательное Собрание Пермской области обращается к Вам с прось-бой об оказании содействия в решении вопроса, находящегося в компетенции возглавляемого Вами ведомства. Речь идет о соблюдении ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье осуж-денные к лишению свободы должны отбывать наказание в исправительных уч-реждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья или для обеспечения личной безопасности, либо с их согласия осуж-денные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее ис-правительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Рос-сийской Федерации.

Несмотря на наметившиеся тенденции по снижению числа осужденных, направляемых из других регионов Российской Федерации в исправительные уч-реждения, расположенные на территории Пермской области, их число в испра-вительных учреждениях области остается достаточно высоким.

Депутаты Законодательного Собрания Пермской области обеспокоены тем, что наличие на территории региона большого количества исправительных учре-ждений существенно ухудшает криминогенную обстановку, негативно влияет на демографическую, социально-экономическую ситуацию в Пермской области, приводит к нарушению прав и иных интересов граждан.

Особенно настораживает практика направления в исправительные учреж-дения, находящиеся в Пермской области, осужденных из других регионов в свя-зи с <производственной необходимостью>. Такая практика, на наш взгляд, явля-ется недопустимой. Отбывание наказания не в том регионе, где осужденный проживал до вынесения приговора, способствует разрушению связей между ним и его семьей, затрудняет процесс возвращения к нормальной жизни в обществе после освобождения, препятствует воспитательному воздействию на осужденно-го посредством социально значимых для него связей.

Учитывая, что данная проблема является важной для нашего региона, на-правляем специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермской области, надеемся на Ваше понимание и поддержку в ее решении>.

На приведенное выше обращение поступил ответ за подписью заместителя Министра юстиции РФ Ю.И. Калинина от 17.10.02г. № 18/9653-ЮК. Как следует из ответа:

<Ваше обращение по вопросу соблюдения требований ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) Российской Федерации при направлении осуж-денных в исправительный учреждения Пермской области из других регионов страны рассмотрено.

Уголовно-исполнительная система Минюста России исторически сформи-ровалась таким образом, что ни в одном субъекте Российской Федерации, даже таком насыщенном исправительными учреждениями как Пермская области, нет возможности для размещения всех категорий осужденных. В последнее десяти-летие необходимых ассигнований для создания в каждом субъекте Российской Федерации исправительных учреждений всех видов не выделялось.

По этой причине из области вывозятся в учреждения других регионов осу-жденные из числа бывших работников правоохранительных органов, подлежа-щие содержанию в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности, осужденные к отбыванию наказания в тюрьме.

В то же время в составе Главного управления исполнения наказаний (ГУ-ИН) Минюста России по Пермской области имеются межобластные колонии для содержания осужденных женщин, а также колонии особого режима. В соответ-ствии с ч.3 ст. 73 УИК Российской Федерации в них направляются осужденные из тех регионов, где соответствующие учреждения отсутствуют.

На территории области также функционируют учреждения с особыми ус-ловиями хозяйственной деятельности, входящие в состав Камского УЛИУ. Дан-ные учреждения комплектуются частично за счет поступления осужденных из-за пределов области, поскольку поселенцев и осужденных строго режима в Перм-ской области недостаточно. Направление осужденных осуществляется в строгом соответствии со ст. 73 УИК Российской Федерации из тех регионов, где нет ко-лоний соответствующего вида или в них недостаточно мест для размещения всех осужденных.

Допускавшиеся в прошлом факты направления осужденных по производст-венной необходимости с нарушением действующего законодательства в настоя-щее время устранены.

В уголовно-исполнительной системе Минюста России проводятся органи-зационно-структурные изменения, направленные на совершенствование управ-ления исправительными учреждениями, и принимаются меры к тому, чтобы све-сти до минимума негативные последствия, связанные с отбыванием наказания на значительном удалении от места жительства родных и близких.

В текущем году в подчинении ГУИН Минюста России по Пермской облас-ти переданы лесные учреждения, что позволит обеспечить их пополнение пре-имущественно за счет лиц, осуждаемых в этом регионе.

Министерство юстиции Российской Федерации благодарит Вас за прояв-ленное внимание к проблемам, стоящим перед уголовно-исполнительной систе-мой, и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество>.

Еще одним примером является Специальный доклад Уполномоченного по правам человека <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями>.

Указанный доклад был заслушан на заседании Законодательного Собрания Пермской области 17.10.2002 года. По итогам рассмотрения доклада Законода-тельное Собрание приняло Постановление № 462, согласно которому доклад Уполномоченного был принят к сведению, комитету по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания было поручено организовать и про-вести депутатские слушания по данной проблеме.

Также Специальный доклад Уполномоченного <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями> был рассмотрен 20.12.2002г. на заседании ас-социации <Союз> городов и районов области, проходившем в г.Чусовом Перм-ской области. В ассоциацию <Союз> входят города Александровск, Губаха, Гре-мячинск, Кизел, Кунгур, Лысьва, Чусовой, а также Горнозаводский район и ЗА-ТО <Звездный>.

21.01.2003г. Специальный доклад рассматривался на заседании Пермской городской Думы. Согласно Постановлению Думы от 21.01.2003г. № 3 информа-ция, представленная Уполномоченным, была принята к сведению.

В последующем, в рамках решения проблем, затронутых в Специальном докладе, в августе 2002 года Уполномоченный по правам человека в Пермской области, Председатель Пермской общественной организации Всероссийского об-щества инвалидов В.И. Шишкина и Президент Фонда <Губерния> направили со-вместное обращение к главам органов местного самоуправления по формирова-нию безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными физическими возможностями.

Обращение было продиктовано необходимостью обратить внимание на имеющиеся в настоящее время нарушения прав людей с ограниченными физиче-скими возможностями. По мнению авторов Обращения, положение дел в сфере соблюдения прав инвалидов должно стать предметом самого пристального вни-мания должностных лиц государственных органов и органов местного само-управления в Пермской области.

Закон Российской Федерации <О социальной защите инвалидов в Россий-ской Федерации> в качестве одного из направлений реабилитации инвалидов рас-сматривает формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. В нем прямо указывается обязанность органов и организаций, независимо от орга-низационно-правовых форм и форм собственности, обеспечить инвалидам усло-вия свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно Федеральному закону, присутственные места городов, сел и по-селков Пермской области: органы местного самоуправления, отделы внутренних дел, прокуратуры, суды, магазины и т. д., следует оборудовать минимальным объ-емом установленных законодательством средств, обеспечивающим соблюдение прав инвалидов. Авторы совместного Обращения предложили объединить усилия в реализации Федерального закона <О социальной защите инвалидов в РФ> в час-ти формирования оптимальных условий для людей с ограниченными возможно-стями формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

На это Обращение были получены ответы из 31 территории области. Прак-тически во всех ответах указывается, что инвалиды пользуются всеми социально-бытовыми льготами, предусмотренными Федеральным законом <О социальной защите инвалидов в РФ>. Что касается создания условий безбарьерной среды оби-тания, то все не так однозначно.

Как сообщил глава Кунгурского района, в районе ни одно административ-ное здание не оборудовано подъездными пандусами. Из ответа администрации г.Березники следует, что на сегодняшний день из 120 объектов градостроительно-го комплекса пандусами и поручными оборудовано только 40%.

К сожалению, деятельность большинства органов местного самоуправления носит фрагментарный характер, требования федерального и регионального зако-нодательства выполняются лишь частично и от случая к случаю.

Нужно отметить, что совместное Обращение к главам органов местного са-моуправления не только позволило собрать информацию о принимаемых мерах и отметить недостатки в деятельности органов местного самоуправления, но и ак-тивизировать ряд территорий по решению проблем создания безбарьерной среды обитания. Вместе с тем, анализ информации, направленной главами органов ме-стного самоуправления, красноречиво свидетельствует о том, что в настоящий момент люди с ограниченными возможностями не могут в полном объеме вос-пользоваться правом свободного доступа к большинству объектов социальной инфраструктуры. Кроме того, результаты обращения позволяют говорить о фор-мальном исполнении законодательства о лицах с ограниченными способностями, и об отсутствии инициативы по выработке механизма реализации законов, норма-тивных актов, направленных на создание безбарьерной среды обитания.

С целью разрешения данной проблемы в мае 2003 года руководителем ап-парата Уполномоченного совместно с начальником отдела градостроительства комитета строительства, архитектуры и градостроительства Пермской области была проведена проверка доступности административных зданий администраций районов г.Перми, администраций городов Добрянки, Краснокамска, а также Пермского и Нытвенского районов. По результатам проведенной проверки Упол-номоченным по правам человека направлены Заключения <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями на доступ в административные здания органов местного самоуправления> в адрес глав указанных органов местного самоуправ-ления.

Также в мае 2003 года Законодательным Собранием Пермской области был проведен <круглый стол> по теме <Областная целевая программа <Комплексная реабилитация инвалидов Пермской области на 2003-2005 годы>. Проведение дан-ного <круглого стола> было инициировано Уполномоченным по правам человека посредством подготовки и направления в Законодательное Собрание области Специального доклада Уполномоченного <О нарушении прав лиц с ограничен-ными возможностями> в 2002 году.

На <круглом столе> было отмечено, что принятие Законодательным Собра-нием Пермской области <Областной целевой программы <Комплексная реабили-тация инвалидов Пермской области на 2003-2005 годы> позволит решить значи-тельное количество проблем жизнедеятельности инвалидов, большинство из ко-торых имеют межведомственный характер, создать оптимальные условия для вос-становления социального и личностного статуса, интеграции инвалидов в жизнь, улучшить базу государственных служб МСЭ по созданию условий для разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов, развить сеть реабилитаци-онных учреждений и укрепить их материальную базу.

С целью формирования системного характера деятельности по социальной поддержке инвалидов, соблюдения прав лиц с ограниченными физическими воз-можностями участниками <круглого стола> был принят ряд рекомендаций пред-ставительным и исполнительным органам местного самоуправления, администра-ции Пермской области, комитету по социальной политике и правам человека и комитету пол бюджету и внебюджетным фондам Законодательного Собрания Пермской области.

Проблема создания безбарьерной среды для лиц с ограниченными возмож-ностями находилась и в основе проведения 25 августа 2003 года совместной ак-ции Уполномоченного по правам человека, Фонда <Губерния> и Пермской обще-ственной организации Всероссийского общества инвалидов по проверке доступ-ности для лиц с ограниченными возможностями административных зданий г.Перми.

В акции по проверке доступности административных зданий районов г.Перми, проходившей 25 августа, принимали непосредственное участие инвали-ды-колясочники. Участниками акции представителям администраций районов, а также отделов социальной защиты населения были вручены совместные обраще-ния Уполномоченного по правам человека в Пермской области, Президента Фон-да <Губерния> и председателя Пермской общественной организацией Всероссий-ского общества инвалидов, в которых были указаны недостатки, выявленные при проведении акции.



Необходимо принимать во внимание, что излишняя жесткость требований и категоричность суждений, может привести к <эффекту отторжения> рекоменда-ций Уполномоченного и как следствие к неприятию Специального доклада в це-лом.

Особо хочется выделить Специальные доклады, посвященные соблюдению прав граждан конкретной социальной категории - инвалидов, военнослужащих, лиц отбывающих наказание (осужденных) и т.д.

Специальные доклады данной категории исследуют обычно все стороны жизнедеятельности конкретной категории граждан. То есть, применительно к ли-цам с ограниченными возможностями исследуется соблюдение прав инвалидов на доступную среду обитания, на трудоустройство и занятость, на жилье, на обеспе-чение спецтранспортом, медикаментами и т.д.

Такой подход позволяет выделять из общей массы конкретную социальную категорию, обозначать и требовать устранения нарушений прав и свобод этой ка-тегории от конкретных органов и должностных лиц этих органов.

Среди Специальных докладов Уполномоченного по правам человека в Пермской области это следующие Специальные доклады:

- <О выполнении требований Федерального Закона <О содержании под стра-жей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления> на территории Пермской области>;

- <О соблюдении прав детей в Пермской области>;

- <О положении дел с соблюдением гарантий правовой и социальной защиты сотрудников милиции в Пермской области>;

- <О выполнении требований Федерального Закона <О психиатрической по-мощи и гарантиях прав граждан при ее оказании> на территории Пермской облас-ти>;

- <О нарушении прав граждан с ограниченными возможностями>;

- <О реализации положений статей 52 и 53 Конституции РФ в отношении лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности и подвергнутых ме-рам уголовно-процессуального принуждения>.