В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступают обращения от сотрудников уголовно-исполнительной системы по вопросу неудовлетворительного оказания медицинской помощи.

11 декабря 2003
Учитывая актуальность данной проблемы для Пермской области, на территории которой расположено значительное число исправительных учреждений, Уполномоченный по правам человека направил обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова и Министра юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайки.

Как следует из обращения:

<Считаю необходимым проинформировать Вас о том, что у меня вызывает озабоченность сложившаяся система оказания медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительных учреждений, расположенных на территории Пермской области, которая не в полной мере обеспечивает право граждан на здравоохранение.

Существование в Пермской области широко разветвленной сети учреждений по исполнению уголовных наказаний, многие из которых расположены в отдаленных и труднодоступных местностях севера Пермской области делает проблему особенно актуальной.

Проблема заключается в том, что многие сотрудники данных учреждений не имеют возможности получить квалифицированную медицинскую помощь, как по месту прохождения службы, так и при выезде к месту отпуска. Существующие медицинские учреждения (как стационарные, так и амбулаторные) ГУИН Министерства юстиции РФ по Пермской области и, в особенности, Камского УЛИУ ГУИН Министерства юстиции РФ не обладают возможностью оказывать весь спектр необходимых медицинских услуг, а те, которые обладают такой возможностью, зачастую находятся на большом удалении в несколько десятков километров.

По данным ГУИН МЮ РФ по Пермской области и Камского УЛИУ обеспеченность необходимыми видами медицинской помощи, оказываемых в ведомственных ЛПУ достигает не более 60 - 70 %. Госпиталь ГУВД области, имеющий наиболее полный набор медицинских услуг, находится в областном центре - г. Перми, удаленность которого от места службы сотрудников УИС подчас составляет 300, а то и 400 км. При увеличении, в последнее время, процентного роста кадрового состава УИС из числа женщин, возникает острая проблема получения ими плановой стационарной гинекологической помощи в муниципальных лечебных учреждениях на бюджетной основе.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что в системе учреждений УИС существенно нарушаются права граждан, закрепленные в российском законодательстве, в том числе:

В Конституции РФ, статья 41 которой гласит: <Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений>, в Основах законодательства РФ <Об охране здоровья граждан РФ>, где в п. 3 статьи 2 закреплен один из основных принципов охраны здоровья граждан: <доступность медико-социальной помощи>, а в статье 17 сказано: <Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от : должностного положения, места жительства, :, а также других обстоятельств>.

Решением проблемы могло бы стать предоставление возможности сотрудникам УИС получать не только ведомственную, но и необходимую медицинскую помощь в районных, городских муниципальных и областных государственных учреждениях здравоохранения. Однако, такой возможности сотрудники УИС лишены. Это происходит в силу того, что они не охвачены системой обязательного медицинского страхования не смотря на то, что Закон РФ <О медицинском страховании граждан в Российской Федерации> в статье 6 предоставляет право всем гражданам на:

<обязательное и добровольное медицинское страхование;

выбор медицинской страховой организации;

выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;

получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса>.

Эта же статья определяет, что <Защиту интересов граждан осуществляют Советы Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация, профсоюзные, общественные или иные организации (объединения)>.

Поскольку данный вопрос является актуальным также для ряда других областей и выходит за рамки компетенции Пермской области, как субъекта федерации, в силу необходимости изменения нормативно-правовых актов федерального уровня, считаю, что данная проблема требует безотлагательного решения на уровне Правительства Российской Федерации.



На основании изложенного, прошу Вас:

1. Дать поручение соответствующим учреждениям и ведомствам о скорейшей разработке нормативно-правового акта, определяющего возможность распространения страховой медицины на сотрудников учреждений системы исполнения уголовных наказаний.

2. О рассмотрении настоящего обращения уведомить меня по вышеуказанному адресу в установленный законом срок>.

Настоящее Обращение Уполномоченного по правам человека в Пермской области направлено также для сведения губернатору Пермской области Ю.П. Трутневу, председателю Законодательного Собрания Пермской области Н.А. Девяткину, прокурору Пермской области А.Н. Кондалову, начальнику ГУИН МЮ РФ по Пермской области А.Н. Соколову.

Информация о результатах рассмотрения данного Обращения Уполномоченного по правам человека в Пермской области будет размещена на сайте Уполномоченного.