По результатам проведения Общественного Совета при Уполномоченном по правам человека в Пермской области Уполномоченным направлены информационные письма в адрес командующего войсками Приволжско-уральского военного округа генерала-полковника А.И. Баранова, военного прокурора Пермского гарнизона В.В. Перешеина, заместителя губернатора Пермской области В.А. Щукина, Главы г.Перми А.Л. Каменева.~~~Подробнее:

11 ноября 2003
13 октября 2003 года на заседании Общественного Совета при Уполномоченном по правам человека в Пермской области рассматривались вопросы соблюдения прав граждан при организации военного призыва 2003 года и прохождения военной службы на территории Прикамья, итоги весенней призывной кампании 2003 года, а также вопросы взаимодействия военного комиссариата Пермской области с общественными организациями области.

На заседании Общественного Совета членом Совета юристом Пермского отделения общества <Мемориал> Р.В. Марановым был отмечен ряд нарушений Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ <О воинской обязанности и военной службе>.

В частности, было указано, что на территории Пермской области имеет место призыв на военную службу граждан, обучающихся в образовательных учреждениях различного уровня и имеющих отсрочку от призыва. Распространены случаи, когда призывают учащихся, которые должны закончить обучение в конце июня начале июля. При этом, несмотря на то, что большинство учащихся имеют отсрочку до 30 июня, их заставляют проходить медицинское освидетельствование еще в период действия отсрочки, что является нарушением Федерального закона <О воинской обязанности и военной службе>. Кроме этого, нередки случаи вызова на медицинское освидетельствование ранее сроков, установленных законом. Распространено нарушение, когда призывникам вручаются повестки для прохождения <медкомиссии> еще в марте, тогда как по закону призыв осуществляется с 1 апреля. В качестве объяснения данной ситуации военными комиссариатами приводится довод, что в противном случае они не успеют обследовать всех призывников.

Как сообщил Р.В. Маранов, серьезной проблемой остается само медицинское освидетельствование призывников. Со стороны врачей, участвующих в медицинском освидетельствовании, допускается нарушение действующего законодательства о психиатрии. Распространено установление диагноза <расстройство личности>, на основе беседы без стационарного обследования. Еще одним нарушением является неофициальное продление сроков призывной кампании, в результате этого фактический призыв продолжался после 30 июня. Также были отмечены такие нарушения, как отсутствие оплаты проезда призывников на областной призывной пункт и обратно, отправка призывников на призывной пункт без сопровождения сотрудников военкоматов, отсутствие договоров с призывниками об обязательном медицинском страховании.

Таким образом, в целом, по информации Р.В. Маранова, весенний призыв в Пермской области проводился с определенными нарушениями действующего законодательства, в частности, во многом данные нарушения могут быть обусловлены увеличением планов призыва в 2003 году по сравнению с предыдущими периодами, что явилось причиной вынужденных нарушений норм действующего законодательства призывными комиссиями и районными военкоматами.

По мнению Председателя Совета родителей военнослужащих Прикамья А.М. Вракиной, целесообразно установить общественный контроль за областным призывным пунктом и организацией призыва граждан на военную службу, так как существует необходимость в более конструктивном сотрудничестве военных комиссариатов и правозащитных организаций. Необходимо дать возможность правозащитным организациям работать на областном призывном пункте, создать группу гражданского контроля за работой призывных комиссий и наделить ее определенным статусом и полномочиями.

В ходе обсуждения указанных вопросов было обращено внимание на тот факт, что по настоящее время остается нерешенным вопрос с районными призывными комиссиями в г.Перми. В соответствии со ст. 27 Федерального закона <О воинской обязанности и военной службе> председателем призывной комиссии должен являться заместитель главы органа местного самоуправления. На практике председателями районных призывных комиссий в г.Перми являются заместители глав районных администраций г.Перми. Вместе с тем, согласно Уставу г.Перми администрации районов города не имеют статуса органов местного самоуправления и, соответственно, главы районных администраций не являются главами органов местного самоуправления.

В результате проведенного обсуждения Уполномоченным по правам человека в Пермской области были направлены информационные письма, содержащие выявленные нарушения, в адрес командующего войсками Приволжско-уральского военного округа генерала-полковника А.И. Баранова, военного прокурора Пермского гарнизона В.В. Перешеина, заместителя губернатора Пермской области В.А. Щукина, Главы г.Перми А.Л. Каменева.

На обращение Уполномоченного по правам человека в Пермской области к Главе г.Перми А.Л. Каменеву, а также к заместителю губернатора Пермской области В.А. Щукину о нарушениях, выявленных при организации военного призыва 2003 года, поступил ответ от В.А. Щукина следующего содержания:

<Проведенной проверкой фактов, подтверждающих информацию юриста Пермского отделения общества <Мемориал> Р.В. Маранова, не выявлено. Судебных решений, связанных с нарушением прав граждан в ходе призыва на военную службу в Пермской области, вынесено не было. В связи с отсутствием конкретных фактов нарушения прав граждан при проведении призыва принять меры по существу информации, направленной в наш адрес, не представляется возможным.

Вопросы соблюдения прав граждан в ходе призыва на военную службу регулярно рассматриваются на заседаниях областной призывной комиссии. В 2003 году состоялось 7 заседаний. Решения комиссии направлены главам органов местного самоуправления и доведены до военных комиссаров городов и районов области.

Главы администраций районов города Перми действительно не являются главами органов местного самоуправления. Вместе с тем, постановлением Главы города Перми от 11 мая 2000г. № 191 <Об утверждении типового положения об администрации района в городе Перми> главам администраций районов переданы полномочия по организации призыва граждан на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и определении и утверждении состава призывной комиссии района (пункт 2.3.10 постановления). Тем же постановлением к компетенции администрации района отнесена организация совместно с военными комиссариатами призыва граждан на военную службу, разработка планов проведения призыва (пункт 3.9.1. постановления). Передача полномочий в данном случае правомерна, а организация работы районных призывных комиссий не противоречит Федеральному закону <О воинской обязанности и военной службе>.Кроме этого, на обращение Уполномоченного к командующему войсками Приволжско-уральского военного округа поступил ответ от начальника управления штаба Приволжско-Уральского военного округа. В данном письме было отмечено следующее:

<Военному комиссару области даны указания изучить факты, отмеченные в письме и принять меры к устранению перечисленных недостатков при проведении призыва граждан на военную службу осенью 2003 года: В соответствии с п.2 ст. 27 Федерального закона <О воинской обязанности и военной службе в состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций. Вы вправе обратиться к председателю призывной комиссии Пермской области с предложением о введении в состав призывных комиссий членов <Совета родителей военнослужащих Прикамья>, как представителей общественной организации области.

Спасибо за предоставленный материал. Надеюсь и в дальнейшем на более конструктивное сотрудничество военных комиссариатов округа и правозащитных организаций по вопросам патриотического воспитания молодежи, привития молодым воинам принципов патриотизма и любви к Родине. Считаю, что нашей главной совместной задачей должна стать работа по воспитанию настоящего защитника, патриота своей Родины>.

Военный прокурор Пермского гарнизона на аналогичное обращение Уполномоченного проинформировал о том, что на период проведения весеннего призыва граждан на военную службу (апрель-июнь 2003 года) при военной прокуратуре Пермского гарнизона создавался консультационный центр по оказанию правовой помощи по вопросам призыва, всем СМИ Пермской области были сообщены номера телефонов <горячей линии>, было налажено взаимодействие с общественными организациями родителей военнослужащих - Советом родителей военнослужащих Пр икамья и Пермским областным комитетом солдатских матерей.

С учетом полученных ответов Уполномоченный по правам человека в Пермской области обратился к прокурору области с письмом следующего содержания:

<Считаю необходимым довести до Вашего сведения, что 13 октября 2003 года на заседании Общественного Совета при Уполномоченном по правам человека в Пермской области рассматривались вопросы соблюдения прав граждан при организации военного призыва 2003 года и прохождения военной службы на территории Прикамья, а также итоги весенней призывной кампании 2003 года.

В ходе обсуждения указанных вопросов было отмечено, что по настоящее время остается нерешенным вопрос с районными призывными комиссиями в г. Перми.

В соответствии со ст. 27 Закона <О воинской обязанности и военной службе> председателем призывной комиссии должен являться заместитель главы органа местного самоуправления. На практике председателями районных призывных комиссий в г. Перми являются заместители глав районных администраций г. Перми. Вместе с тем, согласно Уставу города Перми, администрации районов города не имеют статуса органов местного самоуправления и, соответственно, главы районных администраций не являются главами органов местного самоуправления.

На данный факт было обращено внимание заместителя губернатора Пермской области Щукина В. А. и Главы города Перми Каменева А. Л.

Однако, как следует из ответа Щукина В. А., подобная практика передачи полномочий правомерна, а организация работы районных призывных не противоречит ФЗ <О воинской обязанности и военной службе>. В обоснование позиции положено постановление Главы г. Перми от 11 мая 2000 г. № 191 <Об утверждении типового положения об администрации района в городе Перми>, где главам администраций районов преданы полномочия по организации призыва граждан на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, определению и утверждению состава призывной комиссии района (п.2.3.10. постановления), а также по разработке совместно с военными комиссариатами планов проведения призыва (п. 3.9.1. постановления).

Считаю, что Постановление Главы города Перми № 191 от 11 мая 2000 г. в части, касающейся передачи полномочий от заместителя Главы города Перми главам районных администраций по организации призыва и работы призывных комиссий, является незаконным и должно быть приведено в соответствие с Федеральным Законом <О воинской обязанности и военной службе>, как нормативным актом обладающим большей юридической силой.

На основании изложенного, прошу Вас дать поручение об организации проверки законности издания указанного выше нормативного акта Главы города Перми и принятии мер реагирования в рамках Вашей компетенции.

Ответ на настоящее обращение прошу направить в мой адрес в установленный законом срок>.

Информация об ответе, поступившем не обращение Уполномоченного к прокурору Пермской области, после его получения будет размещена на сайте Уполномоченного по правам человека.

На обращение Уполномоченного в прокуратуру Пермской области с просьбой провести проверку соответствия правовых актов органов местного самоуправления г.Перми федеральному законодательству в части организации военного призыва был получен ответ следующего содержания:

<В силу ст. 62 Устава г.Перми администрации городов и районов являются структурными подразделениями администрации города и входят в систему органов городского местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст. 62 Устава г.Перми основы организации, компетенция администрации района по осуществлению исполнительно-распорядительных функций определяются положением, которое утверждается Главой города.

Данные положения Устава не противоречат требованиям ст. 14 ФЗ <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ>. Кроме того, делегирование полномочий по участию в призыве на воинскую службу главам районных администраций не нарушает конституционных прав граждан.

Таким образом, прокуратура области не усматривает оснований для принятия мер прокурорского реагирования>.