Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратился осужденный Л., который является инвалидом 1 группы. Л. нуждается в постоянном уходе, в связи с чем просит разъяснить каким образом предоставляется постоянный посторонний уход осужденным.

13 октября 2003
С целью подготовки разъяснений, Уполномоченный направил запросы в адрес председателя комитета социальной защиты населения Пермской области и начальника ГУИН МЮ РФ по Пермской области. В частности, в письме к начальнику ГУИН Уполномоченным были поставлены следующие вопросы:

1. относятся ли инвалиды 1 группы, осужденные к лишению свободы, к категории лиц, находящихся на полном государственном обеспечении;

2. имеет ли указанная категория граждан право на получение пособия по уходу за инвалидом 1 группы;

3. каким образом должно осуществляться социальное обслуживание нуждающихся в постоянном постороннем уходе инвалидов, отбывающих наказание в местах лишения свободы;

4. какой орган и за счет каких средств должен производить выплату пособий.

Из ГУИН МЮ поступил ответ, из которого следует, что: 1. Инвалиды 1 группы, осужденные к лишению свободы относятся к категории лиц, находящихся на полном государственном обеспечении (ст.99 УИК РФ); 2. Указанная категория право на получение пособия по уходу за инвалидом 1 группы не имеет (Постановление нуждающихся в постоянном постороннем уходе инвалидов, отбывающих наказание, осуществляется в рамках положений ст. 98,99 п.п. 3,5,107 УИК РФ; 4. Органом, который должен производить выплату пособий является орган, который выплачивает пенсию по нетрудоспособности гражданина (Постановление Правительства РФ № 549 от 25.05.1994 п.5).

Из областного комитета социальной защиты проинформировали: <уголовно-исполнительным законодательством РФ не предусмотрено предоставление ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, содержащимися в исправительных учреждениях. Особенностью условий отбывания наказания инвалидов 1 группы в исправительных учреждениях является не только исполнение наказания, но и предоставление инвалидам бесплатной одежды, питания, создание улучшенных жилищно-бытовых условий>.

Кроме того, за счет собственных средств (на личный счет перечисляется 50 % пенсии) осужденный может дополнительно приобретать товары. Оплачивать лечебно-профилактические и иные услуги, разрешенные Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

На основании все полученной информации, Уполномоченным было принято решение о направлении в адрес Минтруда России и ГУИН МЮ РФ ходатайства следующего содержания:

<В последнее время в аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступают многочисленные обращения граждан с просьбой разъяснить порядок осуществления уходя за инвалидами 1 группы, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

По итогам изучения конкретных обстоятельств отбывания инвалидами 1 группы наказания в виде лишения свободы было установлено следующее.

Согласно ст. 99 УИК РФ инвалиды 1 группы, осужденные к лишению свободы, отнесены к категории лиц, находящихся на полном государственном обеспечении, в связи с чем не имеют право на получение пособия по уходу за инвалидом (п.8 постановления Правительства от 25.05.1994). Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях таковы, что инвалиды 1 группы не только не могут получить должного ухода, как например, престарелые и инвалиды, пребывающие в домах-интернатах, но и не имеют права на получение пособия, за счет которого могли бы сами оплачивать услуги постороннего лица (другого осужденного), осуществляющего уход.

Считаю недопустимым, что отбывающие наказание инвалиды 1 группы, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, в действительности и лишены такой возможности.

Принимая во внимание изложенное и социальную значимость разрешения данного вопроса, прошу принять меры по восстановлению прав инвалидов 1 группы на получение постоянного ухода, помощи. Прошу выступить с законодательной инициативой о внесении дополнений в Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 549, выделив в отдельную категорию лиц среди инвалидов 1 группы, лиц отбывающих наказание, и установить данной категории право на получение пособия>.

Копия данного ходатайства была направлена для сведения заместителю губернатора Пермской области Т.И. Марголиной, начальнику ГУИН МЮ РФ по Пермской области А.Н. Соколову и председателю областного комитета социальной защиты населения Л.Е. Гириной.

В ответе, поступившем из Минтруда России, содержалась следующая информация:

<Порядок предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержден постановлением Правительством РФ от 25.05.94 № 549, принятым во исполнение Указа Президента РФ от 17.03.94 № 551 <О повышении размера компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

В соответствии с данным порядком ежемесячная выплата предоставляется неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

Согласно п.2 указанного Порядка ежемесячные компенсационные выплаты устанавливаются неработающему трудоспособному лицу, фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином.

В соответствии со статьей 10 главы 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Права и обязанности осужденных определяются Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и пособий, в соответствии с законодательством РФ (статья 12 Кодекса). Порядок осуществления прав осужденных устанавливается Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение при инвалидности. Выплата пенсий осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных (статья 98 Кодекса).

Осужденным, являющимся инвалидами 1 и 2 группы, питание и одежда предоставляются бесплатно, а также создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания (статья 99 Кодекса).

Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы регламентируется статьей 101 Кодекса>.

Данный ответ был направлен для сведения заместителю губернатора Пермской области Т.И. Марголиной и председателю комитета социальной защиты населения Л.Е. Гириной.

Кроме этого, исходя из информации, изложенной в письме Минтруда РФ, Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил обращения в адрес прокурора Пермской области и начальника ГУИН МЮ РФ по Пермской области.

Дополнительно из Минтруда России поступил ответ следующего содержания:

<Пункт 8 Правил предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход ха нетрудоспособными гражданами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 № 549 определяет, что указанные компенсационные выплаты прекращаются при помещении нетрудоспособного гражданина на полное государственное содержание. В действующем законодательстве отсутствует общее определение понятия <полное государственное содержание>: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ не содержит понятие <полное государственное содержание>. Исходя из норм статьи 99 УИК, осужденным, являющимся инвалидами 1 группы, бесплатно предоставляются питание и одеждаВ то же время стоимость коммунально-бытовых услуг подлежит ими возмещению за счет пенсии, право на которую возникает у гражданина с установлением инвалидности. Представляется, что отождествление категорий <предоставление бесплатного питания и одежды> и <полное государственное содержание> не имеет правовых оснований.

Таким образом, полагаем, что осужденные к лишению свободы инвалиды 1 группы имеют право на рассматриваемые компенсационные выплаты, поскольку иное не установлено нормативными актами, регулирующими данные выплаты. Обращаем внимание, что компенсационные выплаты предоставляются только в период осуществления ухода за нетрудоспособными гражданами>.

Учитывая значимость данного вопроса, полученная информация направлена для сведения и использования в работе в адрес прокурора Пермской области, начальника ГУИН МЮ РФ по пермской области, заместителя губернатора Пермской области и председателя комитета социальной защиты населения Пермской области.

Также поступившие ответы доведены до сведения заявителя.
Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR