Миков
Павел Владимирович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Канал Уполномоченного на YouTubeОбратиться к Уполномоченному

Последние загруженные фотографии

Новость за 30 сентября 2003 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
30 сентября 2003
Как следует из обращения: <В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ <О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей> расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 12 Закона Пермской области № 813-120 от 07.08.1997 года <Об организации работы по опеке и попечительству в Пермской области> расходы с осуществлением функций по опеке и попечительству, планируются в расчете бюджетной потребности территории и уточняются при бюджетном регулировании дотационным территориям в виде субвенций. В соответствии с Постановлением Правительства № 409 от 20.06.1992 <О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей> и Приказом Министерства образования № 199 от 19.08.1999 выплата денежных средств на питание, одежду, обувь детям, находящимся под опекой, возложена на органы опеки и попечительства органов местного самоуправления. Таким образом на органы местного самоуправления вышеуказанными актами возложены государственные полномочия по назначению и выплате денежных средств. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, п. 4, ст. 6. Ст. 38 Федерального закона <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ>, п. 2 и п. 3 ст. 4, ст. 5, п. 2 ст. 9 Федерального Закона <О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации> при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ им одновременно передаются материальные и финансовые средства необходимые для осуществления этих полномочий : увеличение или уменьшение доходов органов местного самоуправления возникших в результате решений принятых органами государственной власти РФ компенсируются органами, принявшими решение:

Однако в нарушение вышеуказанных норм из федерального бюджета и регионального бюджета с 1998 года по настоящий момент средств на содержание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджетам органов местного самоуправления Пермской области в виде субвенций не поступало и ни в одном законе <О бюджете Пермской области> с 1998 по 2003 год не предусматривалось:

Таким образом, в течение уже 5 лет на территории Пермской области в результате не выполнения органами государственной и законодательной власти вышеуказанных федеральных и региональных законов грубо и массово нарушаются права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также права органов местного самоуправления на компенсацию расходов, связанных с исполнением государственных полномочий по назначению и выплате денежных средств>.

Исходя из изложенного, А.В. Жарков обратился к Уполномоченному с просьбой оказать содействие в восстановлении нарушенных прав и в предотвращении подобных нарушений.

К данному обращению А.В. Жаркова были приложены копии писем главного управления финансов и налоговой политики Пермской области и отделения казначейства по Верещагинскому району о том, что средств на выплату пособий в Верещагинский район за период с 1999 по 2002 годы не поступало.

В связи с поступившим обращением, Уполномоченным были направлены запросы в адрес начальника главного управления финансов и налоговой политики, начальника департамента образования и начальника Государственно-правового управления Законодательного Собрания Пермской области.

Из управления финансов сообщили следующее: <Федеральный закон <О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Федеральный закон <Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации> предусматривают финансирование мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. Учитывая это, следует, что решение о возложении обязанности по финансированию пособий только на областной бюджет не правомерно.

Областной бюджет выполняет свои обязательства по перечислению дотаций территориям области в полном объеме. Расходы на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе и на опекаемых детей), включаются в сумму дотации по общему уровню минимальной бюджетной обеспеченности и финансируются из областного бюджета в обезличенном виде. Дополнительных средств на категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из федерального бюджета Пермская область не получает.

Следует отметить, что нормативные акты федерального уровня, которыми обозначены вопросы реализации мер по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусматривают финансирование данных расходов в виде субвенций.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся законы <О внесении изменений и дополнений в ФЗ <Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ> и <Об общих принципах местного самоуправления>. С учетом принятия проектов законов о разграничении полномочий будут определены и финансовые ресурсы расходных полномочий каждого уровня бюджета. Поэтому вопрос определения направления субвенций считаем целесообразным решать после введения указанных законопроектов в действие>.

Из департамента образования области поступил ответ аналогичного содержания.

На основании полученной информации, Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил ходатайство в адрес Председателя Правительства РФ М.М. Касьянова. В частности, в ходатайстве было отмечено:

<Согласно Конвенции ООН О правах ребенка, принятой 20.11.1989г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН № 44/25, ратифицированной СССР в 1990г., за каждым ребенком признается право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Государства - участники Конвенции, должны признавать за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимать необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с национальным законодательством>.

Вместе с тем, как отмечено в ходатайстве, установив социальные гарантии детям и указав источники финансирования, российский законодатель не определил степень участия в выполнении установленной функции каждого из бюджетов (федерального, регионального и местного уровней).

Уполномоченный также отметил: <В настоящее время органы местного самоуправления территорий Пермской области вынуждены самостоятельно нести бремя выплаты пособия на опекаемых детей, не получая компенсации из федерального бюджета. В условиях острого дефицита денежных средств это приводит к недофинансирование пособий и снижению размера последних, что недопустимо. Уверен, что подобная ситуация сложилась и в других регионах РФ.

В целях соблюдения прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошу Вас рассмотреть вопрос о внесении дополнений в нормативно-правовые акты федерального значения для определения конкретного механизма реализации данной государственной гарантии на территории субъектов РФ, с указанием степени участия каждого из трех уровней бюджета (федеральный, региональный и местный), либо предусмотреть возможность компенсации региональным и местным бюджетам расходов, связанных с реализацией вышеуказанной гарантии>.

На ходатайство Уполномоченного поступил ответ за подписью первого заместителя Министра финансов РФ, в котором в частности было сообщено, что Федеральным Законом от 04.07.2003 № 95-ФЗ <О внесении изменений и дополнений в ФЗ <Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ> обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Учитывая это, вопросы финансирования расходов на выплату ежемесячных пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны решаться органами исполнительной власти области.

Копия данного ответа была направлена заместителю главы администрации Верещагинского района А.В. Жаркову, а также для сведения заместителям губернатора области А.Б. Кацу и Т.И. Марголиной.

Т.И. Марголина по результатам ознакомления с письмом Минфина России проинформировала Уполномоченного о том, что <: за последние три года размер выплат денежных средств на содержание детей-сирот в приемных, патронатных и опекунских семьях увеличен в 3 раза. Если в 2001 году он был практически в 2 раза ниже размера прожиточного минимума (ПМ), установленного для детского населения области, то сегодня размер пособия превышает ПМ на 10 %. В бюджете 2004 года предусмотрены средства на указанные цели, также превышающие размер ПМ:

В связи с тем, что действие ст. 26 Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ <О внесении изменений и дополнений в ФЗ <Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ> вступает в силу с 01.01.2005г., вопросы обеспечения социальных гарантий, регламентируемых данной статьей, приняты к сведению и будут учтены при формировании бюджета области на 2005 год>.
призыв анонс домашнее насилие Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного Всемирный день прав ребенка прием граждан просвещение жилье Спасенное детство ГУ МВД местное самоуправление права детей День защиты прав детей память жертв репрессий права детей труд медиация конференция общественный контроль инфраструктура детский омбудсмен культура Презентация календарь БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство медицина заключение о нарушении прав конференция 7-8 апреля 2016 инвалиды приемные семьи происшествие конкурсы судебные приставы Всероссийский урок по правам человека-2017 семинар образование профилактика жестокого обращения с детьми религия круглый стол Кунгурский муниципальный район законодательство выселение из общежитий конференции День прав человека 10 декабря ксенофобия колонии Большое жюри российские и международные новости Ежегодный доклад-2016 общественные помощники Уполномоченного лето 2016 Ординский свобода мирных собраний Пермский край доклады vii Летняя школа по правам человека НКО Общественная приемная Уполномоченного конкурс восстановительное правосудие Уинский свобода выражения мнений ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина СМИ Кудымкар Коми-Пермяцкий округ участие детей в принятии решений труд социальное сиротство дискриминация выборы детские дома совещание информационная безопасность детей ежегодный доклад 25 лет Конституции РФ выборы2018 экология мигранты
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ