В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратилась гражданка К. с ходатайством о содействии в приобретении права собственности на земельный участок, расположенный в населенном пункте Усть-Качка Пермского района Пермской области, ранее находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании заявительницы. К материалам:

08 апреля 2003
Уполномоченным были направлены запросы в адрес главы местного самоуправления Пермского района А. П. Кузнецова и директора муниципального учреждения по землеустройству Пермского района г. Перми Н. М. Тарковской.

В ответах сообщалось, что <:земельный участок, в отношении которого возник спор, расположен в населенном пункте Усть-Качка Пермского района Пермской области.

Согласно ст. 94 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001г. №136-ФЗ <К землям территорий особо охраняемых относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко - культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим>.

В соответствии с п. 1 ст. 96 ЗК РФ <земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождения минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека>.

Постановлением Совета Министров РСФСР <Об утверждении положений о курортах Кашин, Кисегач, Увильды и Усть-Качка> от 01.09.1983г. №419 курорт Усть-Качка отнесен к курортам республиканского значения.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР <Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Республиканского значения Усть-Качка в Пермской области и <Краинка> в Тульской области> от 03.06.1975г. №349 установлены границы и режим округов санитарной охраны курорта <Усть-Качка>.

Федеральным законом <О природных лечебно-оздоровительных местностях и курортах> от 23.02.1995г. №26-ФЗ все курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относится соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

В соответствии с п.п.1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте.

Согласно п. 2 данной статьи <земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность:>.

Учитывая вышеизложенное, земельный участок, на котором расположен дом заявительницы, не может быть предоставлен в частную собственность, так как законодательством данная территория отнесена особо охраняемой территории.

В соответствии с законодательством заявительница может оформить земельный участок в аренду сроком на 49 лет.

Учитывая, что ограничения на земельные участки, расположенные на территории курортов установлены нормативно-правовыми актами Российской Федерации, внести изменения возможно при принятии федеральных законов <О внесении изменений и дополнений в федеральный закон>.

В данном случае, согласно ст. 104 Конституции РФ <право законодательной инициативы принадлежит:депутатам Государственной Думы:>.

Уполномоченным было направлено ходатайство депутату Государственной Думы П. В. Анохину по жалобе заявительницы о рассмотрении вопроса о возможности выхода с законодательной инициативой в Правительство РФ о внесении изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие установление границ и зон курорта с. Усть-Качка, т. к. в случае исключения жилого района с. Усть-Качка из второй охранной зоны, граждане, проживающие в пределах курорта, будут иметь возможность приобрести земельные участки, на которых расположены жилые дома в частную собственность, тем самым реализовать свое право, предусмотренное ст. 36 Конституции РФ.