В аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило обращение гражданина Ч. по вопросу о денежном пособии на опекаемых детей, проживающих в г. Перми и Пермской области. В своем обращении Ч. ходатайствует о приведении нормативно-правовых актов местного значения в соответствие с законодательством РФ, о разработке и выпуске методического пособия по правам детей. К материалам:

25 марта 2003
Уполномоченным был направлен запрос в адрес председателя департамента образования Пермской области А. Л. Зимина по данному обращению. По итогам изучения поступившей информации, Уполномоченным был подготовлен ответ гражданину Ч.:

<На Ваше обращение, поступившее в мой адрес по вопросу <заниженных областных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (размера денежного пособия, выплачиваемого ежегодно на одного опекаемого ребенка)> сообщаю, что согласно Конвенции ООН <О правах ребенка>, принятой 20.11.1989г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №44/25, ратифицированной СССР в 1990г., за каждым ребенком признается право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Государства - участники Конвенции, должны признавать за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимать необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства - участники должны принимать указанные меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов. <Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, :первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка>.

В части социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей законодательством РФ предусмотрены следующие меры социальной поддержки. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 <О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей>, Приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999г. № 199 было утверждено <Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой>. Федеральное законодательство определяет годовую потребность ребенка в обеспечении только в натуральном выражении, в виду чего расчет ежегодного пособия на одного ребенка в денежном эквиваленте производиться исходя из указанного выше объема продовольственных и промышленных товаров, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, и стоимости этих товаров и продуктов в конкретно взятой местности (регионе, области).

Действительно, в ходе внимательного изучения действующих в настоящее время нормативно-правовых и распорядительных актов было установлено несоответствие размера пособия выплачиваемого на одного опекаемого ребенка в г.Перми, размеру пособия, утвержденного Законом Пермской области <О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Пермской области>.

Для рассмотрения вопроса по существу мной ранее уже направлялись запросы в адрес начальника Департамента образования Пермской области, председателя комитета по труду и социальной защите населения администрации г.Перми и Главы г.Перми. По итогам изучения поступившей информации, руководствуясь принципом социальной справедливости, в целях соблюдения прав детей, оставшихся без попечения родителей мной было направлено обращение в адрес Главы г.Перми А.Л.Каменева, с просьбой при формировании городского бюджета на 2003 год ориентироваться на утвержденный Законом Пермской области № 1092 от 25.08.2000 <О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Пермской области> размер пособия.

В ответ на обращение Глава г.Перми сообщил, что в 2003 году расчетная обеспеченность расходов на материальные затраты удовлетворена на уровне 80% от потребности, в соответствии с прогнозируемым объемом доходов консолидированного городского бюджета, таким образом, размер пособия детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории г.Перми, в 2003 году так же составляет 80% от расчетного размера пособия, заложенного в проекте областного бюджета.

Изучив доводы, представленные Главой г.Перми, продолжаю придерживаться принципиальной позиции по данному вопросу о том, что такой подход к формированию городского бюджета на 2003г. приводит к ограничению прав детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории г.Перми на получение размера социального пособия, необходимого для установления достойного уровня жизни ребенка.

По вопросу не включения опекаемых детей в состав семьи при расчете среднедушевого дохода малоимущей семьи, поясняю, что согласно Постановлению Правительства РФ от 22.02.2000 №152 <О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи> дети, находящиеся под опекой не включаются в состав семьи при расчете среднедушевого дохода.

Решение вопроса о внесении изменений в постановление Правительства РФ находится за рамками компетенции уполномоченных по правам человека субъектов РФ, поскольку Конституцией РФ четко определен круг лиц, обладающих законодательной инициативой по внесению изменений и дополнений в законодательные акты РФ(Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ). Для рассмотрения данного вопроса по существу рекомендую Вам обратиться либо в адрес одного из депутатов Государственной Думы РФ, либо Законодательного собрания Пермской области.

Уполномоченный по правам человека

в Пермской области

С. Н. Матвеев>