В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило обращение гражданки Ш. Из полученной от заявительницы информации следует, что, проживая в Свердловской области, она имела статус и пользовалась всеми предусмотренными законодательством льготами. В связи с переездом в г.Пермь Ш. обратилась в отделение Пенсионного фонда, где ей было отказано в признании вышеуказанного статуса. Ш. просит помочь в восстановлении статуса . К материалам:

07 марта 2003
В соответствии с Федеральным законом <О Ветеранах> от 12.01.1995 № 5-ФЗ, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 11.10.2000 № 69 Ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", льготы предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1988 г. N 621, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122. Ветеранам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании трудовых книжек, справок архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Отметка о праве на льготы проставляется в удостоверение, исходя из записи в ранее выданном удостоверении, а при отсутствии такой записи определяется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, на основании подтверждающих документов о службе или работе в соответствующий период. При отсутствии указанных оснований гражданину может быть отказано в присвоении статуса <труженик тыла>, а, следовательно, и в предоставлении всех вытекающих льгот и гарантий.

Для рассмотрения обращения по существу Уполномоченным был направлен запрос в адрес управляющего Отделением Пенсионного Фонда РФ по Пермской области С.Ю Аврончука.

03.03.2003 г. был получен ответ от заместителя управляющего Отделением Пенсионного Фонда РФ по Пермской области, в котором сообщалось, что <:в соответствии со ст. 97 Закона РФ от 20.11.90 № 340-1 <О государственных пенсиях в РФ>, действовавшего до 01.01.2002, на основании свидетельских показаний мог устанавливаться стаж работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другого кооперативного предприятия.

Поскольку общеустановленный трудоспособный возраст, предусмотренный нормами трудового законодательства, составлял 15 лет, соответственно с этого возраста для этих лиц допускалось установление трудового стажа по свидетельским показаниям.

Исключение из общего правила подтверждения трудового стажа было установлено лишь для несовершеннолетних граждан, работавших в годы ВОв во время школьных каникул, поскольку их работа не всегда оформлялась документально.

При подготовке проекта Указа президента РФ от 10.12.93 № 2123 был исследован вопрос о трудоспособном возрасте в военное время, и, исходя из сложившейся в стране правоприменительной практики, трудоспособным возрастом был признан возраст 12 лет, поэтому работа несовершеннолетних граждан в годы ВОв в колхозе, засчитывалась в общий трудовой стаж, начиная с 12-летнего возраста.

Проверкой установлено, что с августа 1993 г. управлением социальной защиты населения г. Алапаевска Свердловской области на основании свидетельских показаний гражданке Ш. был установлен стаж работы в колхозе <им. Сталина> с 12 октября 1944 г. по 1 июля 1945 г. (т. е. с 11-летнего возраста). Продолжительность трудового стажа работы, исчисленного в календарном порядке, составила 41 год 7 месяцев 25 дней.

В январе 200 3г. в связи с переездом Ш. на постоянное место жительства в г. Пермь при постановке на учет комиссией по назначению пенсий управления Пенсионного фонда по Дзержинскому району была проведена оценка пенсионных документов и принято решение об установлении трудового стажа работы в колхозе с 12 лет, т. е. с 12 января 1945 г. На основании решения комиссии общий трудовой стаж был пересчитан и составил 41 год 3 месяца 3 дня.

По вопросу повышения, предусмотренного для тружеников тыла, обращение Ш. было направлено на повторное рассмотрение в управление ПФР по Дзержинскому району. Учитывая, что по прежнему месту жительства указанное повышение выплачивалось Ш. длительное врем, комиссии рекомендовано сохранить его выплату, в порядке исключения>.