Рассмотрев внесенный депутатами Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлаковым и В.М. Чупраковым проект закона Пермской области

27 февраля 2003
04.02.2003 г. депутатами Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлаковым и В.М. Чупраковым в адрес Председателя Законодательного Собрания Пермской области Н. А. Девяткина направлен проект закона Пермской области <О внесении дополнения в Закон Пермской области <Об образовании в Пермской области>:

ЗАКОН

Пермской области

<О внесении дополнения в Закон

Пермской области <Об образовании в Пермской области>

<Статья 1. Внести в закон Пермской области <Об образовании в Пермской области> № 1641-282 от 12.07.2001 (газета <Звезда>, № 112, 28.07.2001; Бюллетень Законодательного Собрания и Администрации области № 6, часть Ш от 21 августа 2001 г.) следующее дополнение:

Статью 5 дополнить пунктом 3 следующего содержания: <Администрация образовательных учреждений по согласованию с органом местного самоуправления, по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей, вправе:

предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы;

вводить религиоведческие дисциплины в рамках национально-регионального компонента образования и компонента образовательного учреждения>.

Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования>.

Позиция Уполномоченного по правам человека в Пермской области по данному вопросу:

<В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена светским государством. <Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом> (ст. 14 Конституции РФ). Принцип светскости также является одним из принципов политики государства и в области образования (п.4 ст.2 Закона Российской Федерации <Об образовании>).

Вместе с тем, Федеральный закон <О свободе совести и религиозных объединениях> действительно предусматривает предоставление религиозным организациям возможность обучения детей религии вне рамок образовательной программы только по просьбе родителей или лиц их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и по согласованию с органами местного самоуправления.

Отмечу, что Российская Федерация - многонациональное государство и граждане Российской Федерации могут придерживаться самых различных убеждений, исповедовать христианство, ислам, буддизм и др., либо не исповедовать никакой религии. Государство же, закрепив в качестве конституционного принцип свободы совести и вероисповедания, обязано уважать убеждения граждан, и, кроме того, создавать равные возможности для реализации права на свободный выбор взглядов и убеждений, если эти взгляды не ущемляют права и интересы других граждан и не противоречат закону.

Федеральным законом <О свободе совести и религиозных объединениях> предусмотрено, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается (п.3 ст.3).

При соблюдении условий, предусмотренных законодательством, возможность обучения детей религии (вне рамок образовательной программы) существует для любых религиозных организаций. Однако, учитывая значительное число различных конфессий, реализовать данную возможность смогут лишь некоторые из них. Это может привести к преобладанию в том или ином учебном заведении определенных конфессий и вызвать конфликт религиозных организаций.

Предпочтение какой-либо религии, приведет к дискриминации по отношению как к другим религиям, так и к тем, кто не разделяет данных мировоззренческих взглядов (проповедует другую религию, либо не проповедует никакой).

Государство не должно вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности; в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не должно возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона <О свободе совести и о религиозных объединениях>).

На мой взгляд, не совсем корректно говорить о воспитании нравственности исключительно в рамках религиозного образования, атеизм ни в коем случае не предусматривает безнравственность и духовный кризис. Кроме того, священнослужители, стремящиеся нести свою веру в массы, имеют достаточно возможностей развивать информационную и просветительскую работу в духовных учебных заведениях, при церковных приходах, а не в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Учитывая вышеизложенное, считаю нецелесообразным внесение дополнений в Закон Пермской области <Об образовании в Пермской области>, так как школа как институт образования, культуры и развития человека должна быть независима и неподвержена влиянию различных религиозных учений и конфессий, она должна быть вне религии и вне политики>.

Уполномоченный по правам человека

в Пермской области

С. Н. Матвеев