11.12.200 г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило обращение координатора Инициативной группы М.Б. Касимова. К материалам:

11 декабря 2002
Данное обращение было принято Уполномоченным к рассмотрению. Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил ходатайства в адрес Управляющего отделением пенсионного фонда РФ по Пермской области С. Ю. Аврончуку, заместителю начальника ГУ Минюста РФ по Пермской области Главному судебному приставу Пермской области А. Н. Красноперову, Председателю Пермского областного суда М. Д. Головину.

Ходатайство в выше указанные органы:

<В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило обращение координатора Инициативной группы <За достойную пенсию> М.Б. Касимова.

Из письма заявителя следует, что <В августе 2001 года 17 тысяч пенсионеров обратились с исковым заявлением в суд о выплате компенсаций за задержку пенсий в 1998 году. На 4.11.02 Свердловским районным судом рассмотрено и удовлетворено в пользу пенсионеров 7593 дела:В службе судебных приставов Свердловского района на 2.12.02 открыто 2348 исполнительных производств. В среднем на одного пенсионера взыскиваемая сумма составляет 310 рублей 25 копеек>.

Как утверждает заявитель, <судом установлено, что у Пермского отделения ПФ на счету для выплаты текущих пенсий размещены и иные средства, кроме средств для выдачи пенсий>.

Как указал М.Б. Касимов: <По обращению председателя Законодательного Собрания Пермской области Правлением Пенсионного фонда РФ (Постановление Правления ПФР от 30.07.02) Пермскому отделению ПФ на счет для выплаты текущих пенсий были перечислены (Пор. № 230 от 02.08.2002 г.) 5 000 000 рублей для выплаты по искам пермских пенсионеров в форме адресной социальной помощи. На сегодняшний день деньги находятся в ПОФП и должны быть израсходованы до конца текущего года. Эти деньги выделены Пенсионным фондом РФ сверх установленных лимитов. Обоснований и расчетов для иных форм адресной социальной помощи во исполнение Постановления Правительства от 12.07.02 № 521 органами исполнительной власти Пермской области не предоставлялось. Следовательно, эти средства, ни на какие иные цели не предназначались>.

В связи с этим, прошу Вас направить в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области информацию о порядке поступления средств на счета Пермского отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и о порядке их расходования>.

27.12.2002 г. Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил ходатайства Министру юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайке, Председателю Правления Пенсионного фонда Российской Федерации М. Ю. Зурабову о выделении средств по выплате компенсаций за задержку пенсий в 1998 г.

Ходатайства Министру юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайке, Председателю Правления Пенсионного фонда Российской Федерации М. Ю. Зурабову:

<В августе 2001 года 17 тысяч пенсионеров в Пермской области обратились с исковыми заявлениями в суд о выплате компенсаций за задержку пенсий в 1998 году.

На сегодняшний день в Службе судебных приставов Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу находится на исполнении 1 364 исполнительных листа на сумму 420 011 рублей и поступило в канцелярию подразделения службы 500 исполнительных документов на сумму 150 000 рублей, выданных судами общей юрисдикции о взыскании индексации размера пенсий в пользу пенсионеров с должника - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермской области.

Уполномоченный по правам человека в Пермской области неоднократно обращался в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермской области с ходатайством о добровольном исполнении решений судов.

Отделение Пенсионного фонда, обосновывая невозможность выплаты компенсаций, ссылается на п.1 ст. 18 Федерального закона <Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации> № 167-ФЗ от 15.12.2001 года, указывая, что средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, направляются на цели, предусмотренные законодательством о пенсионном страховании. Однако этим же пунктом предусмотрено, что расхо ды, не предусмотренные бю джетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

Несмотря на имеющуюся проблему с взысканием денежных средств необходимые изменения не были внесены в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации ни в 2001г., ни в 2002г., а также не запланированы расходы на данные средства и в 2003г.

Учитывая изложенное, прошу Вас выйти с законодательной инициативой о включении в расходную часть Бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации сумм по исполнительным документам о взыскании индексации размера пенсий, где должником по исполнительным документам является Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермской области.

Выражаю надежду на Ваше понимание сложившейся ситуации и содействие при ее разрешении.

С уважением,

Уполномоченный по правам

человека в Пермской области

С.Н.Матвеев>.

08.01.2003 г. Уполномоченным по правам человека в Пермской области был получен ответ от Главного судебного пристава Пермской области А. Н. Красноперова по индексации размера пенсий в пользу пенсионеров.

Ответ Главного судебного пристава Пермской области А. Н. Красноперова:

<На Ваш запрос от 19.12.2002 г. № 2237-705 Главное управление Министерства юстиции РФ по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу сообщает следующее:

Судебным приставом-исполнителем подразделения службы судебных приставов Свердловского района города Перми Дзигоевой Н. Г. на имеющиеся в банках счета Отделения пенсионного фонда РФ по Пермской области выставлены инкассовые поручения о взыскании индексации размера пенсий в пользу пенсионеров.

При наличии на банковских счетах Отделения пенсионного фонда РФ по Пермской области денежных средств, предназначенных для погашения задолженности по индексации размера пенсий, указанные денежные средства будут взысканы и распределены между взыскателями по исполнительным документам.

С уважением,

Главный судебный пристав

Пермской области

А. Н. Красноперов>.

20.01.2003 г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило обращение представителя инициативной группы <За достойную пенсию> В. П. Паздерина по выплате компенсации пенсионерам за задержку пенсии в 1998 г.

Уполномоченный направил ответ представителю инициативной группы <За достойную пенсию> В. П. Паздерину:

<Ваше обращение внимательно рассмотрено Уполномоченным по правам человека в Пермской области.

Сообщаю Вам, что решение проблемы выплаты компенсаций за задержки по выплате пенсий в 1998-1999 г.г. находится в центре внимания Уполномоченного по правам человека. Как было установлено Уполномоченным в 2001г. пенсионеры г.Перми предъявили иски к отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермской области о выплате компенсаций за задержки по выплате пенсий в 1998-1999 г.г.

Суды выносят решения со следующими формулировками: <взыскать с отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермской области в пользу истца сумму индексации пенсии :руб. : коп. в пределах средств, предусмотренных на данные цели>. Определением Свердловского суда г.Перми дано разъяснение: <указать, что под средствами, предусмотренными на данные цели понимаются средства, предназначенные для индексации несвоевременно выплаченных пенсий>.

В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона РФ <Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации> № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, направляются на цели, предусмотренные законодательством о пенсионном страховании.

Согласно ст.3 Федерального закона РФ <О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2002год> № 61-ФЗ от 29.05.2002 года средства бюджета Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреж д ениях социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам. Порядок финансирования указанных расходов определен постановлением Правительства РФ № 521 от 12.07.2002г.

В соответствии с п.п.2.3 <Правил финансирования в 2002 году расходов на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения и оказания адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам>>, утвержденных данным постановлением Правительства РФ, решение о выделении средств учреждениям социального обслуживания и на оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам принимает Пенсионный фонд РФ на основании заявок органов исполнительной власти субъектов РФ.

Администрация Пермской области и Пенсионный фонд РФ 17.07.2002г. заключили соглашение № 12-02-21-с/76 о сотрудничестве, в котором на оказание адресной помощи и на улучшение условий проживания престарелых и инвалидов в домах-интернатах Пенсионным фондом РФ было выделено на 2002г. 23, 795 млн. руб. Данные денежные средства были полностью освоены в порядке, определенным Постановлением Правительства № 521 от 12.072002г.

Направить денежные средства 5 млн. руб. на выплату индексаций по искам пенсионеров, как того требует Ваша инициативная группа, не представляется возможным, т.к. эти виды выплат Постановлением Правительства № 521 от 12.07.2002г. не предусмотрены.

В настоящее время государственными органами предпринимаются все меры для разрешения сложившейся ситуации, прорабатываются механизмы решения проблемы.

Отделением Пенсионного фонда РФ по Пермской области в Пенсионный фонд РФ был сделан запрос о выделении денежных средств на выплату индексаций пенсий по постановлениям судебных приставов Свердловского района г.Перми о возбуждении исполнительного производства, но до настоящего времени денежные средства на выплату индексаций из Пенсионного фонда РФ не поступили.

В настоящее время на счета Отделения Пенсионного фонда РФ по Пермской области службой судебных приставов выставлены инкассовые поручения.

Статьей 18 Федерального закона РФ <Об обязательном пенсионном страховании в российской Федерации> № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. предусмотрено, что <расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке>. На основании данной статьи, Уполномоченным в адрес Председателя Правления Пенсионного фонда РФ направлено ходатайство с просьбой выйти с законодательной инициативой о включении в расходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ сумм по исполнительным документам о взыскании индексации размера пенсий, где должником по исполнительным документам является отделение Пенсионного фонда РФ по Пермской области. Аналогичное обращение направлено в адрес Председателя Правления Пенсионного фонда РФ и заместителем Главного управления Министерства юстиции РФ по Пермской области, главным судебным приставом Пермской области А.Н.Красноперовым.

Выражаю надежду, что совместные действия Уполномоченного по правам человека, органов государственной власти и инициативной группы <За достойную пенсию> приведут к восстановлению нарушенных прав людей пенсионного возраста и компенсаций за задержки по выплате пенсий в 1998-1999 г.г. будут выплачены.

С уважением,

Уполномоченный по правам человека

в Пермской области

С. Н. Матвеев>.

03.03.2003 г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступил ответ на обращение в Министерство юстиции Российской Федерации по вопросу неисполнения отделением Пенсионного фонда РФ по Пермской области своих долговых обязательств:

<Уважаемый Сергей Николаевич!

Ваше обращение № 2293-705 от 27.12.2003 г. по вопросу неисполнения отделением Пенсионного фонда РФ по Пермской области своих долговых обязательств (далее по тексту - должник), поступившее в Департамен т судебных приставов, рассмотрено.

В настоящее время в подразделении службы судебных приставов Главного управления Министерства юстиции РФ по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу находится сводное исполнительное производство о взыскании с должника несвоевременно выплаченных пенсий за период 1998-1999 годы, объединяющее более 1882 исполнительных документов, задолженности на общую сумму 587 358 рублей.

В процессе исполнения 08.01.2003 г. судебным приставом-исполнителем выставлено 16 инкассовых поручений для списания с расчетного счета должника денежных средств на выплату индексации несвоевременно выплаченных пенсий, в пределах средств, предусмотренных на данные цели, на общую сумму 415770 рублей.

После того, как головной расчетно-кассовый центр Главного управления Банка России по Пермской области по предъявленным инкассо произвел списание в полном объеме без учета целевого назначения денежных средств, находящихся на данном расчетном счете, 09.01.2003 г. должник обратился в службу судебных приставов по Пермской области с заявлением о возврате денежных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона <Об обязательном страховании в РФ> средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение. В период с 01.01.2002 г. по 09.01.2003 г. на выплату индексации несвоевременно выплаченных пенсий финансирование не производилось, денежные средства, предусмотренные на данные цели, не поступали, тем самым, списание денежных средств по инкассо от 08.01.2003 г. было практически произведено за счет средств, предназначенных для выплат текущих пенсий.

В связи с этим, судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ст. 88 Федерального закона <Об исполнительном производстве>, 15.01.2003 г. вынес постановление о возврате денежных средств.

Учитывая изложенное, считаем, что работа судебных приставов-исполнителей службы судебных приставов Пермской области в данном случае является обоснованной. Оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц Главного управления Министерства юстиции РФ по Пермской области и Коми-Пермяцком автономному округу нет.

С уважением,

Заместитель главного судебного пристава

Российской Федерации - руководитель

Департамента судебных приставов

А. М. Беляков>.

11.03.2003 г. в адрес Уполномоченного поступил ответ Председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации о компенсациях в связи с задержкой выплаты пенсий:

<Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Фонд) рассмотрел Ваше письмо с предложением включить в расходную часть бюджета Фонда сумм компенсаций в связи с задержкой выплаты пенсий в 1998 г. и сообщает следующее.

С 1 января 2002 г. вступило в действие новое пенсионное законодательство. В соответствии со статьей 18 Федерального Закона <Об обязательном пенсионном страховании в РФ> (далее - закон № 167-ФЗ) средства бюджета Фонда имеют целевое назначение. Расходы Фонда на 2003 г. утверждены в ФЗ <О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2003 г.>. В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 18 Закона № 167-ФЗ расходы, не предусмотренные бюджетом Фонда на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. Однако вносимые изменения не должны выходить за рамки расходов, предусмотренных законодательством о пенсионном страховании. Направление средств бюджета Фонда на выплату компенсаций в связи с задержкой выплаты пенсий в законодательстве о пенсионном страховании не предусмотрено.

Кроме того увеличение расходной части бюджета Фонда окажет негативное влияние на финансовую устойчивость пенсионной системы, ущемив тем самым пенсионные права сегодняшних пенсионеров.

Вместе с тем в 2002 г. истек срок исковой давности по указанным категориям дел. Верховный суд РФ письмом от 09.07.20о2 г. № 1143-5/общ. поддержал позицию Пенсионного Фонда РФ в части применения общего срока исковой данности, установленного статьей 196 гражданского кодекса РФ, согласившись с тем, что срок исковой давности начинает исчисляться с того дня, когда задержанная пенсия была фактически выплачена пенсионеру (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Одновременно напоминаем, что проект Федерального Закона № 185166-3 <О компенсации ущерба, понесенного пенсионерами с вязи с задержкой пенсий в период с августа 1998 г. по январь 1999 г.>, внесенный Законодательным Собранием Пермской области, Правительство РФ не поддержало (заключение от 16.12.2002 г. № 210-п-П12). Государственной Думой Федерального Собрания РФ этот законопроект был также отклонен (Постановление № 3309-III от 15.11.2002 г. ).

В связи с изложенным выше включить в расходную часть бюджета Фонда средства на выплату компенсаций пенсионерам в связи с задержкой выплаты пенсий в 1998 г. не представляется возможным. При этом сообщаем, что Фонд проводит работу по урегулированию вопроса выплаты компенсаций в связи с принятием судами решений в пользу пенсионеров.

Председатель правления

М. Ю. Зурабов>.