06.12.2002 г. Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил в адрес Губернатора Пермской области Ю. П. Трутнева, Председателя Законодательного Собрания Пермской области Н. А. Девяткина .

06 декабря 2002
Информация

О состоянии дел в сфере рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления и государственной власти Пермской области

Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определены как непосредственно действующие, предоставляющие гражданам возможность защиты их всеми способами, не запрещенными законом.

Одно из таких конституционных средств защиты прав и свобод предусматривает статья 33 Конституции Российской Федерации: <граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления>.

Правом на обращение обладают все граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, т.к. статья 19 Конституции запрещает любые формы ограничения прав по этим признакам. Статья 33 Конституции указывает, на то, что право обращений принадлежит гражданам Российской Федерации. Право иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Пермской области на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления наравне с гражданами России напрямую следует из пункта 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, согласно которой <иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации>.

Реализация права на обращение исключает возможность преследования со стороны государства за массовые, групповые или индивидуальные обращения, поскольку согласно статье 45 Конституции <государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется>.

Норма статьи 33 Конституции обеспечивает возможность активного влияния гражданина на деятельность государства и органов местного самоуправления. В демократическом государстве, каковым провозглашает Россию статья 1 Конституции, граждане выступают как активная сила, инициирующая действия государства и предупреждающая ошибки и злоупотребления властей. Это отражено также в статье 32 Конституции, закрепляющей <право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей>.

Другой аспект права граждан на обращения включает способы защиты личностью своих прав посредством жалоб, заявлений, ходатайств. Ст. 46 Конституции особо закрепляет право граждан на обращение в суд и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международным договором РФ. Данное положение конкретизировано в Законе РФ <Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан> . Процессуальные гарантии права на судебную защиту содержатся в Федеральном конституционном законе <О Конституционном суде Российской Федерации>, Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах, Уголовно-процессуальном кодексе и ряде других законодательных актах.

Российская Федерация является участником Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола, в соответствии с которым, признает компетенцию международного комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения граждан о нарушении их прав в РФ. Кроме того, как член Совета Европы, в соответствии с положениями Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней Россия признала компетенцию Европейского суда по правам человека рассматривать жалобы граждан на нарушения своих прав.

Процедура сроков рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан до настоящего времени федеральным законодательством не урегулирована.

Поэтому продолжают действовать Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля 1968 г. (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г., утвержденного Законом от 25 июня 1980 г.) . В этих актах определено, что поступившие документы рассматриваются в течение одного месяца. В случаях, когда не требуется специальная проверка, срок установлен в 15 дней. Продление сроков рассмотрения возможно, если необходимо дополнительное изучение вопроса. Во всех случаях государственные органы и органы самоуправления обязаны дать мотивированный ответ. Запрещено направлять жалобы граждан тем органам и должностным лицам, действия которых обжалуются.

Указ Президиума Верховного совета СССР, исходя из централизации государственной власти, строгой подчиненности по вертикали нижестоящих звеньев власти вышестоящим, содержит общие требования, не вписывающиеся в сложившееся по Конституции Российской Федерации 1993году федеративное государственное устройство.

Обеспечение в судебном порядке защиты прав и свобод граждан при формальном сохранении положений устаревшего Указа сегодня оказывается недостаточным, так как в правотворческой деятельности, регулирующей данную сферу общественных отношений, законодательно не закреплены полномочия реформированных после 1993 года органов государственной власти.

После принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации до сих пор не принят федеральный закон об обращениях граждан, который уже несколько раз рассматривался палатами Федерального Собрания Российской Федерации. Принятие данного закона сыграло бы большую роль в деле совершенствования и более эффективной защиты прав и свобод граждан.

Можно сделать вывод, что на сегодняшний день, процедура рассмотрения обращений в общероссийском масштабе не урегулирована; порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется по отраслевому, ведомственному, территориальному принципу.

В силу федеративного устройства российского государства, основанного на его государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, субъекты в соответствии со своим статусом и компетенцией устанавливать систему органов государственной власти, принимать законы и иные правовые акты.

В соответствии со статьей 72 Конституции вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации вправе принимать свои нормативные акты, затрагивающие данные вопросы.

На 1 января 1999 года региональные законы, регулирующие вопросы обращения граждан, действовали в 39 субъектах Российской Федерации: г.Москве, Республиках Башкортостан, Бурятия, Карелия, Саха (Якутия), Тыва, в 25 областях, в Коми-Пермяцком, Ненецком, Бурятском автономных округах и т.д. Первый региональный закон <О порядке рассмотрения обращений и жалоб граждан> был принят в июне 1993 года Верховным советом Республики Алтай. Региональные законы обеспечивают гарантии прав граждан, предоставляя им возможность обжалования не удовлетворяющих их решений и действий.

Таким образом, можно отметить общую тенденцию усиления внимания к работе с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов Российской Федерации путем принятия соответствующих законов.

Устав Пермской области в преамбуле и ряде статей указывает на права и свободы человека и гражданина как на высшую ценность. Так, статья 4 Устава гласит: <Отношения между гражданином и органами государственной власти Пермской области основываются на приоритете и защите прав человека и гражданина как высшей ценности:>.

В статье 3-1 Устава закреплено: <Органы государственной власти обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства, в том числе путем законодательного закрепления гарантий:

на получение гражданами необходимой, достаточной и достоверной информации;

на осуществление гражданами общественного контроля>.

Однако в Пермской области нет нормативно-правового акта, регулирующего порядок рассмотрения органами государственной власти и местного самоуправления обращений граждан.

В условиях возросшей социальной и политической активности граждан и при отсутствии как федерального, так и областного законодательного акта по этим вопросам, Уполномоченный по правам человека в Пермской считает необходимым восполнить данный пробел путем принятия областного закона. Более того, проект такого закона был представлен Уполномоченным в порядке законодательной инициативы Законодательному Собранию Пермской области. На данный проект были получены заключения о нецелесообразности его принятия.

Для решения населением вопросов местного значения статьей 133 Конституции гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают, местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также могут быть наделены отдельными государственными полномочиями.

Согласно статье 3 Федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ <Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации> <граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом>.

Таким образом, в России власть функционирует, по крайней мере, на трех уровнях, следовательно, и необходимость обращения граждан может возникнуть и возникает в процессе взаимодействия с любым органом на любом уровне.

С целью анализа положения прав граждан на государственную защиту Уполномоченный по правам человека в Пермской области 19.08.2002 года направил в адрес глав органов местного самоуправления Пермской области письмо с просьбой представить информацию по анализу рассмотрения обращений граждан за 2001г. и 8 мес. 2002 года.

Указанная информация должна была содержать следующие сведения:

количество поступивших обращений граждан (жалоб, заявлений, ходатайств);

анализ обращений по категориям граждан (пенсионеры, инвалиды и т.д.);

анализ обращений по сферам (жилищные отношения, социальная сфера, отношения в сфере коммунальных услуг и т.д.);

количество обращений, рассмотренных самостоятельно и с привлечение других организаций;

количество обращений, оставленных без рассмотрения;

количество решений, нормативных актов и иных актов, вынесенных администрацией города (района) и обжалованных в судебном порядке;

порядок организации приема граждан и работы с обращениями граждан (наличие нормативных документов, регулирующих порядок рассмотрения обращений граждан).

На запрос Уполномоченного по правам человека в Пермской области были получены ответы из 35 территорий (не поступили ответы от глав г.Перми, г.Александровска, Октябрьского и Соликамского районов). Хотя, в соответствии с Законом Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области> установлен 30-дневнй срок представления информации, часть территорий указанный срок нарушила. Так, ответ главы Красновишерского района был направлен Уполномоченному 29.10 2002 года, то есть нарушение срока составило 1,5 месяца.

Анализ поступивших ответов позволяет сделать следующие выводы.

Среди граждан, обратившихся с жалобами, заявлениями и ходатайствами преобладающие число составляют пенсионеры, инвалиды, ветераны войны. Однако нужно отметить, что не во всех администрациях ведется учет категорий обратившихся (г. Березники, г.Чусовой). В Большесосновском районе не ведется учет обращений, поступивших по почте.

Основное содержание обращений - это жилищные проблемы, вопросы, возникающие в сфере земельных отношений, коммунального хозяйства, социальной защиты населения. В г.Березники и Верещагинском районе на первое место среди обращений вышли вопросы социальной сферы.

В Оханском районе значительная часть обращений касалась выделения леса. В 2001 году данные вопросы составили 53% от всего числа поступивших обращений, в 2002 году - 60%. Увеличившееся количество обращений свидетельствует о том, что по итогам 2001 года администрация района не предприняла существенных мер для изменения ситуации. Для сравнения, на втором месте по числу обращений в Оханском районе находятся вопросы социальной сферы (2001г. - 9%, 2002г. - 8,5%).

Нужно отметить, что в 2002 году в Пермском районе отдельно выделена такая категория обращений, как обращения по вопросам экологии. Всего обратилось - 27 человек.

Преобладающее количество жалоб, заявления и ходатайств рассматривается администрациями городов и районов области самостоятельно. В Ординском районе 40% обращения было рассмотрено с привлечением других организаций. В г.Лысьве и Кишертском районе другие организации не привлекались, все обращения были рассмотрены самостоятельно.

Достаточно большое количество решений и нормативных актов администраций городов и районов Пермской области было обжаловано в судебном порядке, о чем свидетельствуют следующие цифры: г.Лысьва - 39 (удовлетворены 13, то есть 33%), г. Березники - на 13 распоряжений и постановлений главы местного самоуправления вынесены протесты прокурора (7 удовлетворены), Пермский район - 15 (не удовлетворены), г.Чайковский - 5, Верещагинский район - 2, В Чернушинском районе на 20 нормативных актов администрации района вынесен протест прокурора района, в 2002 году - протест прокурора вынесен на 11 нормативных актов, обжалованы в суде - 3.

В большинстве территорий существуют акты администраций, инструкции делопроизводства, регулирующие вопросы рассмотрения обращений граждан. Так, в Чернушинском районе - Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб в администрации района, а также 1 постановление и 2 распоряжения главы, регулирующих эти вопросы.

В Горнозаводском районе помимо Порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и Положения о ведении делопроизводства по обращениям граждан (утверждены Постановлением главы администрации района от 20.07.2001г. № 542), в июле 2002 года принято Постановление главы администрации района <О мерах по совершенствованию работы с обращениями граждан>. Данным Постановлением заместителям главы муниципального образования, руководителям структурных подразделений администрации района, главам сельсоветов и руководителям муниципальных предприятий предписано ежемесячно планировать выступления о работе с обращениями граждан на страницах районной газеты, ежеквартально производить анализ количества и качества работы с обращениями граждан.

Нет нормативных документов, регулирующих работу с обращениями граждан, в г.Чусовой, Бардымском, Карагайском, Нытвенском, Суксунском районах. Готовятся соответствующие распоряжения глав администраций - в г.Кунгуре и Оханском районе. Практически во всех территориях проводятся <прямые линии> с руководителями администраций, организованы личные приемы, а также выездные приемы.

В приемной главы администрации Кишертского района оформлен стенд, на котором размещены Порядок рассмотрения обращений граждан, порядок обращения к Уполномоченному по правам человека в Пермской области, адреса и телефоны депутатов Законодательного Собрания Пермской области. В Куединском районе в местной газете <Куединский вестник> организована рубрика <Вопрос главе>.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее.

Несмотря на жалобы, поступающие от граждан на нарушение сроков рассмотрения обращений, в ответах, поступивших от глав местного самоуправления, данная информация умалчивается.

Указом Президиума Верховного Совета СССР <О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан> от 12 апреля 1968 г. определен укороченный срок рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих и членов их семей. Однако, данное требование часто не выполняется.

Как показал анализ ответов глав органов местного самоуправления, из года в год не снижается интенсивность обращений и количество обращений по одним и тем же вопросам. Ярким примером этого является ситуация в Оханском районе по вопросу выделения леса. Вместе с тем, Указом Президиума Верховного Совета СССР на государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица возложена обязанность <систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций>.

Также Указом Президиума Верховного Совета СССР определено, что <государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей>. Необходимо констатировать тот факт, что указанный срок нарушается практически повсеместно.

В этих условиях необходимым становится принятие закона Пермской области, прописывающим единую и четкую систему своевременного и полного рассмотрения, учета, отчетности и контроля за состоянием работы, связанной с обращениями граждан, а также ответственность органов государственной власти, местного самоуправления Пермской области, должностных лиц за ненадлежащее работу с обращениями граждан.

Данный Закон должен регулировать отношения между гражданином, органами государственной власти Пермской области и органами местного самоуправления. В отношении последних необходимо четко зафиксировать общие правила работы по обращениям граждан, с возможностью их детализации в местном нормативном акте (сроки рассмотрения обращений, категории обратившихся граждан и т.д.). В Законе необходимо указать срок, в который органы местного самоуправления должны будут принять свои нормативные акты и привести в соответствие с областным Законом уже принятые.

Таким образом, для подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении, представляется необходимым создание рабочей группы с участием представителя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Российской Федерации, Главного Управления Министерства Юстиции по Пермской области, прокуратуры Пермской области, Уполномоченного по правам человека, администрации Пермской области и аппарата Законодательного Собрания Пермской области.

Уполномоченный по правам

человека в Пермской области

Н. Матвеев