С 25 по 28 сентября 2002 г. Уполномоченный по правам человека в Пермской области принял участие в заседании VI круглого стола Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, проходившем в Екатеринбурге.

25 сентября 2002
На заседании Уполномоченный по правам человека в Пермской области выступил с докладом <Права граждан на экологическую безопасность и информацию об окружающей среде>.

<ПРАВА ГРАЖДАН НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ>.

/ТЕЗИСЫ/

В соответствии со ст.42 Конституции РФ <Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением>.

В настоящее время на территории Российской Федерации, в сфере природоохранного законодательства, действует более 800 нормативных актов. Среди них основными можно назвать следующие нормативные акты: Закон РФ <Об охране окружающей среды> и Закон РФ <О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения>, Закон РФ <Об отходах производства и потребления>, Закон РФ <Об экологической экспертизе>. Действует также множество нормативных актов регулирующих отдельные отрасли экологического законодательства: Закон РФ <О недрах>, Закон РФ <О животном мире>, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный Кодекс РФ и др.



Право граждан на экологическую безопасность предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.

Право граждан на экологическую безопасность обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.



Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан. Эти права конкретизируются и развиваются в российском федеральном законодательстве - Земельном и Водном кодексах, , законах <О недрах>, о животном мире, об охране и использовании атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях. В Пермской области приняты законы <Об охране окружающей природной среды в Пермской области> (1996 год); <Об отходах производства и потребления в Пермской области> (1997 год); <Об областной целевой комплексной программе "Охрана окружающей среды Пермской области на 2001 -2005 годы>.

В осуществление предусмотренных Конституцией РФ экологических прав граждан решающее значение приобретает их информационное обеспечение. Необходимо подчеркнуть, недопустимость сокрытия сведений, касающихся экологической обстановки: любые сведения о состоянии окружающей среды, о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан должны своевременно доводится до сведения населения.

Действующая в Пермской области система централизованного оповещения обеспечивает оповещение 93% населения области менее чем за 30 минут, а 71% населения - менее чем за 5 минут. 70 % потенциально-опасных объектов экономики области имеют прямые телефонные линии связи с пунктом управления ГО в г. Перми, дежурными службами УВД и администрациями категорированных городов. Для управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в городах Перми, Чусовом, создана сеть транковой подвижной УКВ-связи, абонентами которой являются главы администраций городов и районов г. Перми, коммунально-технические службы, служба спасения г. Перми, областная поисково-спасательная служба МЧС Российской Федерации. Непосредственное информирование населения о ЧС осуществляется главами администраций городов и районов области, а рабочего персонала промышленных объектов - их администрациями.

Пермская область относится к наиболее промышленно развитым регионам Российской Федерации, однако многие предприятия Прикамья строились без достаточно надежных очистных сооружений, по экологически несовершенным технологиям, без учета требований экологической безопасности населения. Кроме того, через регион проходят крупнейшие транспортные магистрали - железнодорожные и автомобильные дороги, нефте- и газопроводы, а также располагаются крупные Камское и Воткинское водохранилища.

Район Прикамья характеризуется сложным комплексом экологических проблем. Загрязнение окружающей среды в городах и промышленных центрах остается по ряду веществ выше допустимых нормативов. Как следствие этого отмечается рост числа экозависимных заболеваний.

Остается высоким риск техногенных аварий с экологическими последствиями, обусловленный, прежде всего, износом основных фондов. Степень их износа во многих отраслях промышленности достигает 50%. Удельный вес экологически небезопасных технологий в промышленности и сельском хозяйстве в целом превышает 90%. Многие природоохранные сооружения (газоочистные установки, очистные сооружения сточных вод, шламонакопители и др.) устарели и эксплуатируются с нарушением регламентных показателей.

Немалую роль в осложнении экологической ситуации и нарушении прав граждан играет, как ни печально и субъективные факторы, а именно- бездействие ответственных лиц и сокрытие информации о состоянии окружающей среды. В качестве примера можно упомянуть происшествия в п.Юго-Камский Пермского района и в д.Павлово Ординского района.

Уполномоченным по правам человека в Пермской области установлено, что глава п. Юго-Камск в недостаточной степени информировал население Юго-Камск, несмотря на наличие такой возможности (кабельное радио) о результатах санитарных и экологических исследований порядка ликвидации последствий происшествия, мерах безопасности, необходимых для устранения возможности отравления, мероприятиях, направленных на восстановление экологической обстановки, систем обеспечения жизнедеятельности п. Юго-Камск.

Бездействие, ненадлежащее исполнение своих обязанностей главой Юго-Камского поселкового Совета в части непредставления вышеуказанной информации привело к нарушению прав граждан на получение полной достоверной объективной информации об окружающей среде.

Уполномоченным по правам человека в Пермской области установлено, что глава Ординского района с момента возникновения чрезвычайной ситуации в 1997г. по настоящее время в недостаточной степени информировал население д.Павлово Ординского района, несмотря на наличие такой возможности, о результатах санитарных и экологических исследований порядка ликвидации последствий происшествия, мерах безопасности, необходимых для устранения возможности отравления, мероприятиях, направленных на восстановление экологической обстановки.

Также установлено, что Глава Ординского района на протяжении всего срока исполнения своих обязанностей не предпринимал шагов, направленных на привлечение к данной ситуации внимания государственных органов, отвечающих за экологическую безопасность населения и устранение последствий чрезвычайной ситуации, не требовал проведения различного рода санитарно-эпидемиологических, технических, геодезических и иных экспертиз направленных на установление причин сложившейся обстановки.

Уполномоченным в адрес Главного врача ФГУ <Центр госсанэпиднадзора в Пермской области> было направлено ходатайство о наложении дисциплинарного взыскания на Главного санитарного врача Ординского района за несвоевременное предоставление информации о неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в д. Павлово.

Необходимо отметить, что еще до сих пор присутствует ведомственный подход к проблеме охраны окружающей среды: предприятия нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей отрасли, к сожалению, практически не взаимодействуют с органами местного самоуправления. Также наблюдается отсутствие взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления и как следствие нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Хочу выразить свое мнение, что в настоящее время создана достаточная законодательная база в природоохранной сфере и первоочередной задачей на данный момент является контроль (государственный, общественный). Государственный контроль в сфере защиты окружающей среды, контроль должен быть жестким, планомерным, повсеместным, что позволит в дальнейшем избежать нарушений прав граждан на экологическую безопасность, достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Анализ информации, полученной Уполномоченным по правам человека, позволяет говорить о низкой эффективности работы органов, призванных контролировать ситуации в сфере охраны окружающей среды (Комитет природных ресурсов Пермской области, Управление по охране окружающей среды Пермской области, ФГУ <Центр госсанэпиднадзора в Пермской области>). По своей сути контролирующие организации призванные надзирать за соблюдением законности в экологической сфере региона это специализированные учреждения, которые должны нести основное бремя деятельности по выявлению и пресечению нарушений закона в данной сфере. Однако, необходимо отметить, что в настоящее время ситуация сложилась таким образом, что значительную часть этой работы выполняют органы прокуратуры. Причем, надзор за исполнением природоохранного законодательства составляет лишь часть функций органов прокуратуры. Так, в 2001г. органами прокуратуры Пермской области было возбуждено 322 уголовных дела по материалам о нарушении экологического законодательства. И только 32, т.е. 10 % по материалам соответствующих контролирующих органов. По протестам органов прокуратуры за прошедший год отменено 59 незаконных правовых акта в области охраны окружающей природной среды, в том числе, ряд положений Закона Пермской области "Об отходах производства и потребления", 3 нормативных акта Губернатора Пермской области. По результатам рассмотрения представлений, вносившихся по итогам проведенных в 2001г. органами прокуратуры проверок, 79 лиц привлечено к дисциплинарной и 23 к материальной ответственности. По постановлениям прокуроров о возбуждении производств об административных правонарушениях 62 субъекта права привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Кроме того, в 2001 году городскими, районными, специализированными прокурорами предъявлено 14 исков о возмещении ущерба причиненного нарушениями природоохранного законодательства.



Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. В этих целях:

осуществляется государственное регулирование природопользования и стимулирование природоохранной деятельности путем проведения целенаправленной социально - экономической, финансовой и налоговой политики в условиях развития рыночных отношений;

хозяйственная деятельность ориентируется на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России;

осуществляется политика по оздоровлению (восстановлению) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России;

преодолеваются обострившиеся противоречия между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия в регионах с неблагополучной окружающей средой;

обеспечивается естественное развитие экосистем, сохраняются и восстанавливаются уникальные природные комплексы и ландшафты на основе оптимизации режимов природопользования и защиты окружающей среды;

выводится из кризисной экологической ситуации ряд крупных городов и промышленных центров.

В связи с вышеизложенным хочу выразить свое мнение, что осуществление экологических требований должно обеспечиваться соответствующим механизмом иначе они останутся декларациями.