С 25 по 28 сентября 2002 г. Уполномоченный по правам человека в Пермской области принял участие в заседании VI круглого стола Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, проходившем в Екатеринбурге.

25 сентября 2002
Организаторами Круглого стола <Защита социальных прав граждан, совершенствование законодательства> явились: Директорат прав человека Совета Европы, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области, Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр <Стратегия> при участии Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Пермской области С. Н. Матвеев выступил в рамках Круглого стола с докладом на тему <Права граждан на экологическую безопасность и информацию об окружающей среде>.

Заслушав и обсудив доклады и сообщения участников VI круглого стола Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, выражая озабоченность ситуацией с обеспечением социальных прав в России, участники решили:

1. Подготовить совместный специальный доклад Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, посвященный проблемам защиты социальных прав граждан и совершенствованию законодательства в этой сфере.

2. Направить обращение к Правительству РФ с предложением об изменении социальной политики с целью защиты социальных прав россиян с опубликованием текста обращения в центральных и местных СМИ.

Текст Обращения участников VI круглого стола Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ:

Вступая в Совет Европы, Российская Федерация обязалась ратифицировать Европейскую Социальную Хартию (пересмотренную) - важнейший правозащитный договор, равнозначный Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод.

В Конституции и законодательстве РФ в значительной степени нашли отражение приоритеты и гарантии, соответствующие международным стандартам в области социальных прав человека, заложенные в Европейской социальной хартии. Однако механизм их осуществления, который обеспечивал бы их безусловность и своевременность, отсутствует. Признавая равноценность экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав человека, необходимо отметить, что реализация социальных прав и гарантий - одна из наиболее острых проблем в России.

Большая часть населения России в положении, при котором зарплат, пенсий, пособий не хватает на удовлетворение жизненно важных потребностей.

Около одной трети граждан страны живет либо на грани, либо за чертой бедности, имея доход ниже прожиточного минимума.

Одновременно углубляется расслоение общества. Расширение сферы платных услуг в медицине и образовании ведет к еще большей коммерциализации государственных и муниципальных образовательных учреждений, больниц и лечебниц. Вместе с тем система медицинского страхования, которая призвана компенсировать больным людям расходы на лечение, действует неэффективно.

С 1992 по 2002 гг. россиян стало меньше почти на 6,6 миллионов и в соответствии с прогнозом численности населения к 2015 г. в России может остаться всего 130 миллионов человек.

Более 60% населения нуждаются в улучшении жилищных условий ,фактически право на доступное жилье не реализуется.

Недостаточное внимание государства к социальной молодежной политике, отсутствие ювенальной юстиции при широкомасштабном применении репрессивных мер по отношению к молодым правонарушителям, а также сверхвысокий уровень детской бездомности и подростковой безнадзорности делает невозможным выполнение требования Европейской Хартии об обеспечении специальной защиты детей и молодежи от физических и моральных опасностей и права детей на социальную и юридическую защиту.

Размер государственных пособий гражданам, имеющим детей, недопустимо низок.

Тот факт, что на протяжении последнего времени в России, вследствие в том числе и экономических проблем, происходят массовые и грубые нарушения социально-экономических прав человека, не может служить основанием для отсрочки ратификации Европейской социальной хартии, но, напротив, должен стимулировать скорейшую ее ратификацию как одного из средств изменения сложившейся ситуации. Ратификация этого документа послужит правовым и политическим ориентиром развития России как социального государства, усилит государственную ответственность за уровень жизни и социальную защищенность граждан.

Уполномоченный по правам человека в РФ и Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ обращаются к Правительству РФ с предложением о принятии мер:

- по ускорению процесса ратификации Европейской социальной Хартии;

- по разработке и утверждению в максимально короткие сроки нормативных документов на основании и в соответствии с Федеральным Законом <О гражданстве РФ> и решению вопроса о признании членов семей военнослужащих, получивших документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству РФ, гражданами России;

- по обеспечению полного финансирования федеральных законов <О ветеранах>, <О социальной защите инвалидов в РФ>, <О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС>, <О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям> и других законов социальной направленности (в настоящее время финансирование установленных этими законами льгот производится только на одну треть);

- по рассмотрению вопроса о возможности включения в общий трудовой стаж времени нахождения в спецпоселениях (местах ссылки) со своими родителями детей репрессированных народов, ранее применяемыми пенсионными органами;

- по безусловной компенсации муниципальными образованиями дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти в социальной сфере (предоставление жилья, бесплатный проезд льготных категорий граждан и т. д.);

- по незамедлительному созданию механизма реализации в полном объеме Федерального Закона <О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне>;

- по обеспечению инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих право на бесплатную установку телефона, в преддверии 60-летия Победы, телефонной связью, в том числе при отсутствии технических возможностей - сотовой телефонной связью;

- по реализации обращения Уполномоченного по правам человека в РФ к Правительству РФ по вопросу о дополнении перечня населенных пунктов, подвергшихся воздействию радиации вследствие испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне дополнительными населенными пунктами, находящимися на территории бывшей Казахской ССР, подвергшимися этому воздействию, а также по учету всех факторов радиационного воздействия на людей, находившихся в населенных пунктах, расположенных в непосредственной близости к месту проведения испытаний;

- по принятию действенных мер по внедрению в лечебных учреждениях принципа обязательного размещения больного ребенка вместе с матерью, а также новорожденных с матерью в родильных домах;

- по пересмотру установленных критериев присвоения гражданам групп инвалидности (с одной почкой, одним глазом и т. д.) и разрешения проблемы признания этих лиц инвалидами;

- по пересмотру критерия оценки нуждаемости инвалида Великой Отечественной войны, участников боевых действий, инвалидов-чернобыльцев и приравненных к ним лиц, других категорий инвалидов в обеспечении спецавтотранспортом в качестве средства реабилитации или меры социальной защиты;

- по реформированию жилищной политики в РФ, направив ее на реальное обеспечение жилищем малоимущих и незащищенных категорий граждан;

- по созданию условий для профессиональной подготовки и обеспечению трудовой занятости инвалидов и повышении роли служб занятости и стимулировании работодателей в реальном трудоустройстве инвалидов;

- по исключению нарушений трудового законодательства, особенно в организациях негосударственных форм собственности.

Согласно Конституции, Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Участники круглого стола выражают надежду, что это станет реальностью и будут активно содействовать воплощению принципов социального государства в России.