31.05.2002 г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратился Глава Пермского района Пермской области А. П. Кузнецов.

31 мая 2002
А.П. Кузнецов в своем обращении сообщил, что в адрес районной администрации поступают коллективные письма жителей с. Усть-Качка, проживающие по улицам: Октябрьская, Краснознаменная, Победы с просьбой о передаче жилья в состав муниципального жилищного фонда и оказания содействия в его приватизации. : Администрация района не может перевести дома по вышеуказанным улицам в муниципальный жилищный фонд, поскольку собственник жилищного фонда ЗАО <Курорт Усть-Качка> не выразил своего согласия на передачу жилья в муниципальную собственность. Просим оказать содействие в правовой оценке действий акционерного общества, включившего в уставной капитал жилой фонд и лишивший возможности граждан на приватизацию жилья>.

Согласно ответа Уполномоченного по правам человека в Пермской области, <В российском законодательстве была принята следующая классификация жилищного фонда.

Виды жилищного фонда перечислены в ст.7 Закона РФ <Об основах федеральной жилищной политики> в РФ можно выделить следующие виды жилищного фонда: <Частный жилищный фонд. : Государственный жилищный фонд. :муниципальный жилищный фонд. :Общественный жилищный фонд>.

В ст.5 ЖК РСФСР приведена иная классификация жилищного фонда:

1) государственный жилищный фонд; :2)общественный жилищный фонд; :

2) фонд жилищно-строительных кооперативов; :4) индивидуальный жилищный фонд>.

Однако обе эти классификации жилищного фонда устарели, поскольку изменились формы собственности. Ранее правовой режим пользования жилыми помещениями был примерно одинаковым.

В настоящее время согласно ст.8 Конституции РФ и ст. 212-215 ГК РФ

<В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная и иные формы собственности>. Исходя из этого, представляется, что жилищный фонд также следует подразделить на три вида:

1) частный жилищный фонд

2) государственный жилищный фонд

3) муниципальный жилищный фонд.

В настоящее время имущество общественных объединений, в том числе и жилищный фонд, после введения в действие ГК РФ, приобрело иной правовой режим. Оно относится к частной форме собственности, и, следовательно, о приватизации жилья, согласно Закону РФ <О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации>, речи быть не может. Передача жилых помещений в этом фонде теперь возможна только на основании гражданско-правовых сделок (купли-продажи, дарения и др.).

Кроме того, в настоящее время вопрос о имуществе общественных объединений урегулирован ФЗ <Об общественных объединениях> от 19.05.95 № 82-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 вышеназванного закона <общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе. : Собственность общественного объединения охраняется законом>.

В соответствии со ст.1 Закона <О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации> <Приватизация жилых помещений - бесплатная передача дел в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений>.

В законе четко записано, что приватизация жилья возможна только в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

Таким образом, ЗАО <Курорт Усть-Качка>, являясь собственником жилого фонда, правомерно отказывает гражданам в безвозмездной передаче данного жилого фонда.

В данном случае можно рассматривать вопрос о правомерности участия Пермского областного совета профсоюзов в качестве учредителя закрытого акционерного общества.

В соответствии со ст. 117ГК РФ <: общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям>.

Данное положение повторяется в ст. 37 Закона <Об общественных объединениях>: <Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям>.

В соответствии со ст.2 Устава Федерации независимых Профсоюзов России: <Федерация создана в целях объединения и координации действий членских организаций по представительству и защите социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников, а также представительтсва и защиты общих интересов и достижения общих целей членских организаций, обеспечения правовых гарантий деятельности профессиональных союзов>.

Как следует из п.2.1. Устава ЗАО <Курорт Усть-Качка> <Целями деятельности общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли>.

В соответствии со ст. 38 вышеназванного Закона <надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации>, поэтому уполномоченным по правам человека в Пермской области было направлено ходатайство в адрес прокуратуры Пермской области о проведении проверки.

Согласно ответа Первого Заместителя прокурора области Н.И.Герка

собственности данного акционерного общества создано на средства профсоюзов и правомерно передано в его жилой фонд>.

Одновременно считаю необходимым предложить Вам еще раз обратиться к Генеральному Директору ЗАО <Курорт Усть - Качка>, Председателю Областного Совета профсоюзов с просьбой вынести на рассмотрение общего собрания акционеров вопрос о передаче жилого фонда в муниципальную собственность>.