В Перми прошел круглый стол по проблемам международного сотрудничества некоммерческих организаций.

25 марта 2013

Сегодня в Перми прошел круглый стол по проблемам международного сотрудничества некоммерческих организаций. Встречу устроила уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина. Целью мероприятия являлось обсуждение вопросов толкования и применения федерального закона об иностранных агентах (есть у нас такой). Участниками круглого стола стали представители пермских НКО и правозащитники, старший помощник прокурора Пермского края Виктор Бевх и новый начальник Управления юстиции РФ по Пермскому краю Рустем Юсупов.

 
Были зачитаны доклады представителей общественности, из которых стало ясно, что новый закон «сырой» и трактовать его можно по-разному. Так председатель пермской гражданской палаты Сергей Максимов привел два возможных метода применения этого закона.
 
«Этот закон может полностью изменить ситуацию вокруг существования законодательства вокруг НКО и привести к тому, что любая российская НКО, которая в хоть какой-то период времени после введения в действие данного нормативного акта получала деньги от иностранного источника (пусть это будет даже не международный или иностранный фонд, а просто частный благотворитель) или имеет в своем составе иностранного гражданина и предпринимала какую-либо деятельность, связанную с органами власти, а именно влияние на общественное мнение или изменением какой-либо текущей политики в отношении органов власти, по этому закону может быть признана иностранным агентом. По сути, это относится и коммерческим организациям.
 
Есть и другое мнение, которое в последнее время озвучивается органами юстиции. Там считают, что на сегодняшний день применение данного закона возможно только в отношении тех некоммерческих организаций, которые либо непосредственно занимаются избирательной деятельностью (понятно, что это не политические партии), либо организуют какие-то публичные политические акции. С точки зрения органов юстиции, именно эти организации имеют все шансы стать признанными иностранными агентами. Но ситуация складывается таким образом, что если сейчас министерство юстиции сейчас начнет принимать решения о присвоении организациям статуса иностранных агентов, то оно дискредитирует всю свою предыдущую деятельность по юридической экспертизе тех учредительных документов, содержащих цели и основные виды деятельности этих организаций, которые оно само и одобряло в качестве уставов этих организаций.
 
Это мы видим на примере чувашской организации «Щит и Меч». В данном случае органы юстиции однозначно высказались по поводу того, что раз деятельность организации направлена на противодействие нарушений прав человека на территории конкретного субъекта федерации (а данный вид деятельности является одним из основных направлений государственной политики Российской Федерации и закреплен в конституции), то основания для признания данной организации иностранным агентом отсутствуют. Более того, на сегодняшний день органы юстиции фактически не обладают теми полномочиями, которые бы позволяли им самостоятельно выявлять отсутствие и наличие фактов политической деятельности организаций.
 
Кроме того, понятия благотворительной деятельности и социальной поддержки и защиты граждан можно трактовать настолько широко, что ни одна из НКО России может быть не внесена в реестр иностранных агентов»,- сказал Сергей Максимов.
 
Эксперт центра «ГРАНИ» Дамир Мусин отметил, что в процедуре внесения НКО в реестр  много непонятного.
 
«Мы провели гражданскую экспертизу этого акта и считаем, что его правоприменение должно быть прозрачным, открытым и понятным. Однако у нас есть ряд вопросов.
 
Порядок и процедура внесения организации в реестр не определена. Организации включаются в список на основании заявления. Заявление подается только в отношении себя или кто-то еще может подавать заявление? Не определены субъекты заявления внесения организации в реестр. Что организации должны указывать в качестве своих целей и видов политической деятельности в заявлении?
 
Публикация реестра происходит через три дня, но это неправильно, это может нанести урон организации. За три дня в НКО может что-то измениться. Например, она может перестать выполнять эту деятельность. Но информация будет опубликована. Мы думаем, что целесообразней было бы ускорить время публикации. Это несложно с технической точки зрения.
 
Не предусмотрена процедура исключения организации из реестра. Оказавшись в реестре однажды, организация будет находиться в ней всегда. Единственный способ выхода из этого реестра - это прекращение деятельности организации.
 
Неясно, что делать организациям, которые финансируются за счет пожертвований. Что им делать в том случае, если им кто-то перевел деньги из-за рубежа? Отказаться от пожертвования? Этот вопрос тоже следовало бы разъяснить.
 
К НКО выдвигаются избыточные требования. Например, в реестре публикуется список учредителей организации. Даже акционерные общества не должны публиковать список учредителей, хотя и у них, конечно, имеются требования по раскрытию информации.
 
С нашей точки зрения, процедура внесения организации в реестр - классическая государственная услуга. Есть заявление о внесении НКО в реестр, есть результат этой услуги. Необходимо разработать административный регламент, который регулировал бы этот процесс, как государственную услугу в соответствии с федеральным законом № 210.
 
Кроме того, непонятно самое важное - должна ли организация предоставлять только заявление или прикладывать какие-то документы», - рассказал Дамир Мусин.
 
В ходе дискуссии участники пришли к мнению, что законодатели должны разъяснить понятия политической деятельности и политической акции, а Татьяна Марголинаподчеркнула, что акции протеста - это форма общественного самоуправления, а не политические мероприятия, а также то, что многие федеральные законы, защищающие права граждан - это заслуга общественных организаций, таких как «Мемориал» и Комитет солдатских матерей.
 
По мнению директора центра «ГРАНИ» Светланы Маковецкой, пермские НКО не принимают участия в политических процессах, а политику публичную стоит отличать от профессиональной.
 
Также представители НКО пожаловались на то, что прокуратура начала массовые проверки, запросив большое количество финансовых документов, но предоставила очень короткие сроки.
 
Первый помощник прокурора Виктор Бевх в ответ на обвинения сказал, что организации могли обратиться в прокуратуру, и им бы предоставили отсрочку. Сказал он также, что, по его мнению, критиковать закон поздно, а пора его соблюдать. Также он не согласился с Татьяной Марголиной и сказал, что его ведомство будет расценивать акции протеста как политические.
 
Также на круглом столе состоялось знакомство представителей НКО с новым начальником Управления министерства юстиции РФ по Пермскому краю Рустемом Юсуповым. Он рассказал, что всего в Пермском крае 4000 некоммерческих организаций, отметил, что на данный момент в России еще ни одна организация не названа иностранным агентом, и призвал представителей НКО по возможности решать вопросы с Управлением в досудебном порядке.
 
(Влад Павлов,НеСекретно (nesekretno.ru), №, 15 марта 2013 г.)