О программе СЭР. Дело и Ко

24 декабря 2012

ВЛАСТИ ЗАХЛЕСТНУЛ ВАЛ ОБРАЩЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ, НЕ РЕШАЕМЫМ ГОДАМИ

ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ВЕРХА ПОСТАРАЛИСЬ МНОГИЕ ИЗ НИХ УЧЕСТЬ

Такой подход вполне закономерен, поскольку цель программы - повышение качества жизни и увеличение численности населения Пермского края.

Поэтому среди стратегических задач на ближайшие четыре года - сохранение уровня рождаемости в крае и снижение смертности, уменьшение числа преступлений, рост доходов населения, создание условий для безопасного и комфортного проживания, построение эффективного муниципального управления. При этом программа фокусирует не только основные проблемы, но и определяет цели, задачи, механизмы их реализации, а также ожидаемые социально-экономических результаты по приоритетным направлениям социально-экономического развития в таких сферах, как социальная политика, общественная безопасность, экономическая политика, природопользование и инфраструктура, управление земельными ресурсами и имуществом, территориальное развитие, а также развитие информационных и телекоммуникационных систем и ресурсов Пермского края.

Основной документ жизни региона не принимался долгое время - как минимум, весь срок нахождения Олега Чиркунова на посту губернатора. За что бывший губернатор Чиркунов постоянно подвергался жесткой критике - как общественностью края, так и депутатами краевого парламента. Пермский край - единственный российский регион, в котором отсутствовала стратегия социально-экономического развития. Между тем закон о стратегическом планировании был утвержден депутатами краевого парламента в апреле 2010 года. На эти цели было тогда выделено из краевого бюджета 2 миллиона рублей. Однако в 2011 году воз с места снова не стронулся, хотя Законодательное собрание Пермского края выделило 7 миллионов рублей из бюджета края на создание данной стратегии. Тогда к разработке стратегии приложил руку так полюбившийся прежнему правительству Всемирный банк реконструкции и развития. И это несмотря на то что краевые парламентарии в свое время забраковали концепцию модернизации ЛПК, разработанную специалистами World Bank.

И вот стратегия, кажется, подходит к фазе утверждения. Проект документа был подготовлен за пять месяцев. Уже пройдены первое чтение и публичные слушания, в которых приняли участие депутаты Законодательного собрания, специалисты правительства и администрации губернатора Пермского края, представители широкой общественности Перми и Пермского края.

- Мы еще с прошлым созывом пытались добиться создания этой стратегии. Кто помнит проект "Семь важных дел", тот может оценить результаты: ничего не добились, а часть вообще скинули на муниципалитеты. Может показаться, что губернатор Басаргин, одобряя данную стратегию, слишком амбициозен, но это не так. Стратегия просто вскрывает те проблемы, которые есть в регионе, и предлагает пути их решения, - отметил депутат ЗС Алексей Бурнашов.

Как отметил на общественных слушаниях губернатор Виктор Басаргин, новизна программы социально-экономического развития Пермского края - в акценте на уровень жизни рядового жителя Прикамья, его социальный быт, духовное и нравственное развитие.

- Новый аспект при подготовке программы - мы разбудили отложенный многолетний спрос на решение злободневных проблем разного уровня. После того как люди увидели, что власть стала вступать в диалог, началось решение проблем Коми-Пермяцкого округа. Программа включает реализацию двух целевых программ, 32 проектов и других мероприятий Усть-Качки, Краснокамского водовода и т. д. Нас захлестнул вал обращений по проблемам, которые не решались годами. Они тоже стали основанием для обозначения приоритетов работы. Все необходимые для достижения поставленных целей ресурсы предусмотрены проектом бюджета на 2013 год и на период до 2015 года, - отметил глава региона.

В ходе общественных слушаний прозвучали предложения по доработке некоторых пунктов программы. Так, уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина обратила внимание на показатели социального благополучия населения региона, отметив, что в программе ничего не сказано о социальной поддержке населения с низким уровнем дохода, не предусмотрено повышение прожиточного минимума в Пермском крае, тогда как он не менялся уже два года.

- Национальная программа социально-экономического развития предполагает снижение бедности и дифференциации населения по уровню доходов. Мы же этого в программе не учитываем, - подчеркнула омбудсмен.

Заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края Сергей Юрпалов отметил, что в разработке программы участвовали эксперты, учитывалось мнение научных кругов, плюс к этому программа синхронизирована с проектами дорожных карт Президента РФ. В качестве приоритетов и идеологии программы чиновник выделил "сдвиг в сторону социальной справедливости и решение насущных социальных проблем".

- Если говорить поблочно, то в разделе "Экономическая политика" - это развитие предпринимательства в инновационной сфере, поддержка базовых отраслей, создание условий для развития малого и среднего бизнеса, снятие административных барьеров, прежде всего - в инвестиционно-строительной сфере. В области федерального природопользования и инфраструктуры есть понимание имеющегося ресурсного потенциала и его использования в интересах населения края. В рамках развития территорий будет обращено внимание на депрессивные регионы. Убежден, что такими территориями могут называться те, в которых исчерпаны внутренние источники саморазвития, если посмотреть на проблемные зоны Пермского края с такой точки зрения, то подобных территорий у нас будет немного, - заверил Сергей Юрпалов.

Депутат Олег Жданов был более критичен в оценке предложенного к рассмотрению документа. В частности его смутили перспективы дорожного строительства, поэтому он выразил мнение, что задачи, которые правительство ставит в части развития дорожной сети, "неамбициозные и ничего не решают".

- К 2016 году планируется увеличить долю автодорог, которые будут приведены в нормативное состояние, - с 45 до 53 процентов. То есть до 100 процентов мы их довести сможем через пятьдесят лет. А количество региональных дорог увеличить на 0,9 процента за пять лет. Это все равно что мне взять обязательство бегать стометровку за минуту. Мне это пообещать ничего не стоит, - заявил депутат.

Дмитрий Скриванов, бывший вице-спикер парламента, оценил стратегический документ достаточно критично, отметив: "В стратегии отсутствуют четкие приоритеты. Кроме того, принятие стратегии противоречит Уставу Пермского края. Тем самым мы провоцируем правовой нигилизм среди населения".

Вадим Чебыкин, член фракции КПРФ, напротив, отметил, что сейчас правительством предпринята попытка как раз устранить этот правовой нигилизм.

- Есть два документа, которые должны быть на вооружении у любого региона каждую секунду времени - это бюджет и стратегия социально-экономического развития. Стратегии у Пермского края не было до настоящего момента. Сейчас это нормальный рабочий документ - результат работы правительства края и некоторых депутатов, - подчеркнул Вадим Чебыкин.

Это мнение поддержал и Геннадий Тушнолобов, бывший лидер фракции "Единая Россия", высказавшись за намерение принять предложенный вариант стратегии.

- Стратегию нужно принимать. Этот документ не окончателен, он, безусловно, будет корректироваться. Порядок работы со стратегией может быть только такой, поскольку меняется федеральное законодательство, меняются обстоятельства.

Все высказанные предложения будут рассмотрены в дальнейшем при рассмотрении поправок в рамках рабочей группы по доработке программы ко второму чтению. Поправки ко второму чтению могут быть внесены в Законодательное собрание края до 16 ноября.

( Александр Маевский, Дело и Ко, №13 (247), 13 ноября 2012 г.)