ТАТЬЯНА МАРГОЛИНА - ПРОТИВ ШТУРМОВЩИНЫ
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОЦЕНИЛА УРОКИ ПО НРАВСТВЕННОСТИ
"ПН" уже публиковали репортаж с первых уроков по новому курсу для четвероклассников. Он называется "Основы религиозных культур и светской этики". Новый предмет появится во всех школах 1 сентября. В Пермском крае прошла конференция, в которой приняли участие педагоги, чиновники и представители Церкви. Они говорили о первых итогах "Основ". На конференции была и уполномоченный по правам человека.
- Татьяна Ивановна, готовы ли школы к введению нового предмета?
- Конечно, вся система образования Пермского края к этому не готова.
Опыт тех школ, где новый курс был в качестве эксперимента, очень противоречив. Во-первых, нередко нарушается право родителей на выбор модуля (родители могут выбрать основы той или иной религии или светскую этику - это и будут преподавать детям - ред.). Происходит это так. Педагоги, перед тем как преподавать курс, приезжают на курсы...
- ...В Пермь.
- Да. При этом очень многих учителей попросту направляет школа. Мол, съезди, поучись там. Внутренней мотивации у педагога нет.
Люди приезжают, на них вываливается большой объём информации. Учитель, я сама слышала это на конференции, из всех модулей выбирает тот, который ему интересней.
Потом приглашают родителей. И что дальше? Ну, в лучшем случае - аргументация за тот вариант, который выбрал педагог. В худшем - продавливание.
На мой взгляд, процедура должна быть другая: родителям даётся весь спектр образовательных программ, без всякого понуждения педколлектива...
- То есть пусть расскажут про всё, а родители сами выберут?
- Конечно.
Есть и вторая проблема. На конференции я увидела большую активность конфессий. Не всех, но некоторых. Их представители говорили: надо выбирать то-то, потому что, к примеру, у нас - православие. Но при чём тут это?
Это не выбор курса введения в религию. Это выбор культурологической программы!
Кстати, мне понравилась на конференции программа, которую представила учительница из Добрянского района. Она рассудила, что вы понимаете, какие сложные вещи мы должны говорить нашим ребяткам. О том, что такое традиция, что такое честь, покаяние.
Учительница всю программу сделала на основе мультипликации. Ведь есть персонажи, которые эту нравственность, мораль по-своему, по-простому объясняют для детей. А дети уже обсуждают.
- То есть именно обсуждают?
- Безусловно. Не научение этому, а обсуждение. Одна учительница, на мой вопрос, какие навыки вы хотите воспитать у ребят, сказала: "Они будут оценивать свои поступки с Божьей помощью". Представляете?!
Да, ребята должны знать о религиозной традиции. И если ребёнка она заинтересует, он с мамой или папой сходит в храм. Но мы ведь находимся в образовательном учреждении и должны научить ребенка оценивать себя, оглядываться вокруг, понимать, что ему жить с разными людьми. Именно этому.
- Успеют ли учителя, родители во всём разобраться к первому сентября?
- Понимаете, вот заканчивается учебный год, курсы (для учителей - ред.) ещё только начинаются, а с сентября уже должны начаться занятия. Меня всегда смущает такая штурмовищина. "Давайте-ка сразу, с ходу - и вперёд".
- А к чему такая спешка?
- Я не могу этого понять...
Мне задал вопрос один из директоров, что делать, если у него родители не выберут ни один модуль. Я ответила: ну, значит, не выберут.
- Тогда этот курс вообще не будет проводиться?
- Да. Кроме того, выбор той или иной программы остаётся за школой. Если есть какие-то риски, то, может быть, действительно стоит с этим немножко повременить? Например, перенести новый предмет на следующее полугодие.
Ведь "Основы" - очень хороший шанс начать говорить с детьми о ценностях жизни. Нельзя его упустить.
- Что ещё вас удивило на конференции?
- Очень поразили сопернические выступления представителей разных конфессий. Дескать, как это вы выбираете определённый курс, если у нас большинство, к примеру, - православные? Это что за аргумент?!
Или - преподавать не может учитель, который не верующий. Это что за претензии к системе образования? Уничижительное отношения к атеистам. Не раз уже встречаю его со стороны религиозных служителей.
- А почему вообще представители конфессий были на конференции?
- Это было в том числе моё предложение. Для того чтобы на конференции всем вместе, в том числе представителям разных конфессий, увидеть первый опыт. И услышать аргументы министерства образования.
И если уж честно, именно конфессии настояли на том, чтобы такие курсы были.
- Ну их-то интерес понятен.
- Да. Но тут очень важно нам органично соединить курс в школе, возможности внеклассной совместной работы. И не нарушить право выбора веры ребенка. Не учитель его совершает.
(Михаил Данилович, Пермские новости, №22 (1675), 1 июня 2012 г.)