Каких изменений в работе правоохранительных органов ожидает от реформ общество? Будут ли при этом лучше защищены права граждан? На эти и другие вопросы корреспонденту «Звезды» отвечает уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина.

16 декабря 2010

Каких изменений в работе правоохранительных органов ожидает от реформ общество? Будут ли при этом лучше защищены права граждан? На эти и другие вопросы корреспонденту «Звезды» отвечает уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина.
— Татьяна Ивановна, если судить по статистическим данным, которые предоставляет общественности милиция, доверие к органам, по сравнению с прошлыми годами, неуклонно растёт. А если судить о доверии к милиции по обращениям и жалобам граждан в аппарат уполномоченного по правам человека?
— Совершенно определенно могу сказать, что перемены в лучшую сторону в работе правоохранительных органов Пермского края есть. Полтора года назад мы зафиксировали две проблемы, на которые наши граждане обращали особое внимание. Первая — это пыточные условия пребывания людей в изоляторах временного содержания (ИВС). Можете себе представить: у человека, содержащегося под стражей, нет в камере спального места, не говоря уж о постельных принадлежностях, и он спит на голых нарах по очереди с товарищами по несчастью. Камеры еле-еле освещены, они не проветриваются, поэтому приходится круглосуточно дышать спертым воздухом. А когда человек справляет свою нужду на виду у всей камеры — разве это не пытка? Плюс к этому — наличие клопов, тараканов, мышей в камере. Всё это и есть пыточные условия, на которые больше всего приходило жалоб.
Вторая проблема, которую мы определили по жалобам граждан, была связана с незаконным применением силы. То есть с милицейскими избиениями. И при задержании, и при доставке в изолятор, и при допросах…
Задержанные, кроме того, возмущались, что им не оказывали медицинскую помощь во время пребывания в ИВС. Некоторые, например, не могут обходиться без нужных таблеток в течение строго определённого времени, а в учреждении, куда их доставили, таких таблеток нет. Позвонить же родственникам, чтобы те доставили необходимое лекарство, работники изоляторов не разрешают. Бывают и более скандальные ситуации, когда человека, которому требуется оперативная помощь, помещают в ИВС.
Этим проблемам было посвящено специальное заседание коллегии ГУВД, где мероприятия по недопущению нарушений прав сотрудниками милиции серьёзно были обсуждены и проанализированы жалобы. В результате, была разрешена проблема «перенаселения» ИВС. Кроме того, с начальников этих учреждений стали спрашивать за безопасность тех, кто содержится в изоляторах.
В результате системных действий руководства ГУВД, по итогам 2009 года, мы увидели сокращение жалоб на условия содержания на 34 процента, а в нынешнем году — еще на 24 процента. Снизилось количество жалоб на неоказание медицинских услуг.
Вывод из этого можно сделать однозначный: если проблема защиты прав человека становится не только заботой правозащитников, но и самой системы УВД, нарушения сокращаются.
— Откуда чаще всего приходят жалобы?
— Особенно неблагополучно дела обстоят в Лысьвенском ИВС — оттуда жалобы на условия содержания поступают даже в Европейский суд. Не соответствуют нормативным условиям содержания в ИВС Березников, Чайковского, Нытвы, Губахи, Пермского района.
Продолжается рост жалоб задерживаемых граждан на дознавателей и следователей. Много нарушений прав человека допускается при его задержании и общении именно с этими сотрудниками отделов внутренних дел. Жалобы такого рода чаще всего поступают на работников ОВД Березников, Чайковского, Кировского, Дзержинского, Ленинского районов.
Могу заверить вас, что ни одна жалоба без проверки не остаётся. В настоящее время мы начали целенаправленно работать с районными отделами внутренних дел и со следственными органами по снижению противоправных действий милиционеров. Очень надеюсь, что тенденции и здесь изменятся в лучшую сторону.
— Как защищены в Прикамье права человека, освободившегося из мест лишения свободы?
— Это очень больной вопрос. Прошедшим летом я выезжала и вела приём граждан по этой проблеме в нескольких районах края. Проблемы у них одни и те же, что у мужчин, что у женщин. Нет жилья, нет работы, утеряны документы.
Вообще в Пермском крае в прошлом году в качестве эксперимента создали службу сопровождения для людей, освободившихся из мест заключения. Начали эту работу в Чусовом и Краснокамске, сейчас перенесли её и на Пермь. Задача службы — не просто сопроводить человека до места его возможного жительства, но и помочь ему устроиться с жильем, с работой, получить необходимые документы. Человек ведь, как правило, совершает повторное преступление от безысходности: за время отсидки, например, лишился жилья и восстановить его не может. Или не может после освобождения устроиться на работу…
Собственно почти все освободившиеся из мест лишения свободы имеют эти проблемы, поэтому службы сопровождения не могут быть экспериментальными! Этой работой надо заниматься повсеместно.
— Кто конкретно должен заниматься помощью людям, попавшим в трудные жизненные ситуации?
— До недавнего времени решением почти всех социальных проблем занимались органы местного управления. Однако с 2006 года эти функции переданы краю. А что это означает? Нет полномочий — значит, нет и ресурсов. А нет ресурсов — нет и помощи.
Сегодня ответственность за решение социальных проблем возложена на министерство социального развития. Именно оно отвечает за работу с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. А трудные ситуации бывают не только у бывших заключенных. Погорельцы, инвалиды, сироты, ограбленные и обманутые мошенниками люди… Да мало ли в жизни может быть трудных ситуаций! Убеждена, что понятие «трудной жизненной ситуации» должно быть чиновниками переосмыслено. На мой взгляд, и полномочия должны быть пересмотрены.
— Вернёмся, однако, к работе правоохранительных органов. Способен ли новый закон о полиции коренным образом изменить ситуацию в защите прав человека?
— Поживём — увидим, но… В проекте закона о полиции есть очень серьезные подвижки. В частности, очень четко квалифицируется понятие пыток и фиксируется запрет на незаконное применение физической силы. В законе прослеживается четкая линия повышения профессионализма: не выбивать показания любой ценой, а доказывать вину. Запрещается и применение оружия при значительных скоплениях граждан, если могут пострадать посторонние лица.
Новый закон предусматривает большую открытость полиции перед обществом. Есть пункт об отчетах перед законодателем и населением. Раньше это была просто практика в работе органов правопорядка, а с нового года это будет обязанностью.
— У вас есть конкретные поправки, предложения по улучшению нового закона?
— Да. В проекте, в частности, не отражены вопросы ответственности сотрудников полиции за допущенные нарушения. Между тем мера ответственности за нарушения прав человека очень важна. Безнаказанность, как известно, развращает и способствует новым нарушениям. Блюститель порядка должен твёрдо знать, что за нарушение закона и прав человека он обязательно понесёт наказание.
Ну вот, например, при проникновении правоохранительных органов в квартиру гражданина должны быть очень веские основания. Сегодня милиционеры могут войти в квартиру гражданина, «если есть достаточные основания подозревать». Мы предлагаем более точную формулировку: «если есть достоверные сведения». Нельзя подвергать человека испытаниям на основании чьих-то подозрений. Мало ли какие мысли кому-то в голову придут!
Другое дело, если подозреваемый находится в розыске или, например, у милиции есть сведения, что в какой-то определенной квартире совершено или совершаются преступления. Вот такие и подобные процедуры должны быть четко сформулированы в новом законе.
Мы просим законодателя и более конкретно прописать процедуру личного досмотра граждан. На самом деле, это ведь очень серьёзное дело, когда власть вторгается в личное пространство человека. Обыски обязательно должны происходить в присутствии понятых, лицами одного пола, обязательно должен быть составлен протокол. Когда обязательная по закону процедура соблюдена, не будет и оснований у обеих сторон конфликтовать друг с другом.
Помимо этого мы считаем, что в законопроекте не решены вопросы соблюдения прав мигрантов и лиц без гражданства, связанные с предоставлением им переводчика с момента их задержания.
Что касается применения спецсредств, то необходимо отметить, что не урегулирован вопрос применения спецсредств сотрудниками полиции в отношении граждан, допустивших административные правонарушения. Мы предлагаем ограничить возможность применения спецсредств в данном случае действиями граждан, оказывающих неповиновение сотрудникам полиции, либо осуществляющих действия, ставящие под угрозу жизнь и здоровье других граждан.
Очень важная составляющая — ответственность за пребывание человека в правоохранительных органах. Его безопасность там должна быть гарантирована, сотрудники полиции должны обеспечивать полную охрану жизни и здоровья попавшим под их контроль людям, принять в случае необходимости немедленные меры по обеспечению оказания медпомощи. На наш взгляд, в законе о полиции эта норма должна быть прописана более четко.
Свои предложения по проекту нового закона мы направили в Пермское ГУВД и уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину, чтобы добиться изменений в проекте. Законы должны толковаться совершенно одинаково — и работником правоохранительных органов, и рядовым гражданином страны.


Газета "Звезда"