«Первое сентября» №21 (1455), 11.11.2006, суббота "ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ" Марина МАТВЕЕВА "Преодолеть зависимость Лечение – только первый этап. Самое главное – научить жить без наркотиков".

11 ноября 2006
«Первое сентября» №21 (1455), 11.11.2006, суббота
ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
Марина МАТВЕЕВА
Преодолеть зависимость
Лечение – только первый этап.
Самое главное – научить жить без наркотиков
В вашем классе ребенок-наркоман.
Его родители растеряны и подавлены.
Как им помочь? Что посоветовать?
Многие семьи, пережив первый шок, думают, что достаточно найти опытного врача, хорошую клинику, и беды как не бывало. Но это иллюзия. Лечение предстоит продолжительное. И положительные результаты появятся не скоро.
Поэтому, если у вас состоится доверительный разговор с родителями, может быть, стоит попытаться рассказать им в общих чертах о комплексном подходе к реабилитации ребенка.
Это поможет родителям грамотно выстроить не только ближайшие планы, но и дальние перспективы.
Наркомания – хроническое заболевание. Как гипертония или диабет. И тут не существует понятия «полное излечение». Периоды то обострения, то улучшения состояния больного наркоманией неизбежны. Но при правильном лечении ремиссии могут стать очень продолжительными, хотя опасность обострения все равно останется, стоит только наркоману оказаться в условиях, провоцирующих болезнь. С медицинской точки зрения излечить его нельзя – всегда есть риск рецидива. Но это не значит, что бывший наркоман не может вернуться к полноценной жизни.
Врачи постоянно ищут универсальный, простой и дешевый способ лечения наркомании. Предлагают различные системы гипноза и кодирования, хирургические вмешательства (операции на головном мозге, блокирующие центры, отвечающие за формирование зависимостей), многочисленные методы медикаментозного и психотерапевтического лечения, реабилитационные программы.
Но практика показывает, что действенными оказываются только те методы, у которых главная цель – научить человека жить без наркотиков. Другие способы эффективны лишь отчасти, потому что личность больного остается по-прежнему деформированной. Он и после лечения продолжает принадлежать наркотической культуре. Рецидив в таком случае неотвратим.
Что же делать? Не сдаваться! И помнить, что в лечении наркомана принимают участие три равноправные силы: сам зависимый, его окружение (учителя, родители, родственники, друзья) и специалисты. Что ответственность за результат лечения одна на всех. И что путь, который придется пройти наркоману, чтобы освободиться от зависимости, немалый – полтора-два года поэтапной борьбы.
Первый этап – подготовительный: осознание того, что надо лечиться, принятие решения и поиск специалистов.
Решение о начале лечения должен принять сам зависимый. Это очень важно. Специалисты, родители, друзья могут его только подтолкнуть к этому. Единственный по-настоящему действенный мотив: «Я буду лечиться, потому что мне это надо». А не из-за того, что надоело слушать мамины крики, перестало хватать денег на наркотики и родители грозятся выгнать из дому.
Если ребенок выставляет какие-то условия, при которых он согласен пойти к врачу, значит, он еще не готов расстаться с наркотиками.
Роль родителей на подготовительном этапе – помочь ребенку найти наиболее подходящий способ лечения. Если он не готов сразу идти к врачу, начните с консультации психолога. Возможно, сначала на прием придется прийти родителям, а ребенок вступит в диалог со специалистом позже.
Важно продумать весь путь лечения, а не только ближайшие шаги. Отсутствие перспектив может отрицательно сказаться на результатах.
Следующий этап лечения – снятие физической зависимости (детоксикация). Он самый непродолжительный, занимает 5–10 дней.
Во время детоксикации наркозависимый – скорее пассивная сторона. Он выполняет указания врачей, проходит процедуры, задача которых – очистить организм от физического присутствия наркотика и исключить его из процесса обмена веществ. Довольно скоро проявления абстинентного синдрома исчезают, пациент перестает испытывать физические страдания и органическую потребность в новой дозе наркотика.
Детоксикация – единственный из этапов лечения, когда участие врача необходимо. После возвращения ребенка из клиники нужно немедленно приступить к реабилитации.
Этот этап самый длительный и трудоемкий. Пациенту предстоит избавиться теперь от психической зависимости от наркотика. Восстановить утраченные навыки, социальные связи, наладить разрушенные человеческие отношения. Такую реабилитацию можно пройти в специальных центрах или участвуя в амбулаторных реабилитационных программах, самая известная из которых – «12 шагов». Она предусматривает регулярное, на протяжении многих лет, посещение бывшим наркоманом группы самопомощи. И хотя зависимость от наркотика здесь подменяется зависимостью от группы, для многих наркоманов «12 шагов» – реальный способ вернуться к нормальной жизни.
Некоторые семьи принимают решение самостоятельно проводить процесс реабилитации. В этом случае родителям придется встречаться со специалистами по семейной терапии. И пожертвовать многими своими планами, чтобы создать для ребенка условия, способствующие его выздоровлению.
Последний этап: вхождение в реальную жизнь или, как говорят специалисты, – социальная реабилитация. Эта часть пути требует от выздоравливающего самостоятельности. Социальная реабилитация – учеба, трудоустройство – поможет ему избавиться от мыслей, что он «не такой, как все», «больной». Только приобретая социальные связи в реальном обществе и живя по его правилам можно добиться стойкой, длительной ремиссии.
По материалам Центра профилактики наркомании г. Сарова
Елена УСКОВА
«При чем тут мои проблемы?»
Большинство родителей не связывают беду ребенка с застарелыми семейными конфликтами
Авторский коллектив психологического факультета Самарского университета подготовил и выпустил учебник «Первичная профилактика наркомании». Он предназначен для будущих учителей, социальных педагогов, школьных психологов. В учебнике есть сведения о наркотических веществах и стадиях развития наркозависимости, структурированы подходы к проблеме первичной профилактики.
Особое внимание уделяется работе с родителями: изучение историй болезни 1500 наркозависимых подростков показало, что во всех случаях заболеванию предшествовало семейное неблагополучие. Обычно родители обращаются за помощью, когда подросток уже начал употреблять наркотики, но даже тогда они не связывают беду ребенка с застарелыми семейными конфликтами, авторитарностью, эмоциональной глухотой.
Типичная родительская реакция – гнев, отчаяние, паника. Непонимание важности собственных усилий, направленных на изменение своего поведения: «При чем тут мои проблемы? Речь ведь не обо мне!» Между тем помощь необходима всей семье. И прогресс наметится только тогда, когда удастся убедить родителей, что их воспитательный стиль нуждается в коррекции.
Формирование здорового образа жизни и понимание подростком ценности здоровья, пожалуй, самый популярный сейчас путь профилактики. Но авторы учебника считают, что формирование навыков здорового образа жизни не соотносится с ценностями подросткового возраста, а значит, такой подход малоэффективен.
Для подростка ценность здоровья в том, чтобы чувствовать себя сильным, уверенным и… иметь возможность экспериментировать, испытывать себя, рисковать! А воспитатели пытаются привить подростку те ценности, которые основаны на взрослом понимании болезни и здоровья. Но подросток не принимает их, потому что такие ценности отсутствуют в его опыте. И поверить в них не хочет, ведь они ограничивают его стремление к самопознанию, самореализации. Такое вот противоречие между общепринятыми представлениями взрослых и реальными ценностями взрослеющих детей.