Приложение к газете "Досье 02" от 22.07.2005

26 августа 2005
По инициативе Уполномоченного по правам

человека в Пермской области состоялось

обсуждение проблемы участия институтов

гражданского общества, общественных

некоммерческих организаций в принятии и

реализации решений исполнительной и

законодательной власти.

"Круглый стол"



Когда законы диктует общество



- Сегодня это особенно актуально, - отметила

Татьяна МАРГОЛИНА, открывая "круглый стол".

- И не только потому, что наш регион. Как и

многие другие, пережил формы протестного

отношения граждан к принятию закона о

монетизации льгот. В настоящее время идут

процессы реформирования власти, изменения

межбюджетных отношений, в которых

определяется конкретная роль гражданского

общества, некоммерческих организаций.



К примеру, Федеральный Закон № 131впервые за

последние десятилетия обязывает органы

местного самоуправления принимать решения

через различные публичные процедуры. Причем

по целому перечню вопросов, таких как

принятие бюджета и Устава города, не

проведение этих процедур невозможно. Это

совершенно новая проблема, которая

по большому счету, пока на территории

Пермской области публично не озвучивалась.



В прошлом году в регионе принят закон "Об

основах взаимодействия органов

государственной власти Пермской области и

негосударственных и некоммерческих

организаций в сфере социальной политики". В

связи с этим нам представляется, что цель

сегодняшнего разговора - попытаться дать

некоторую оценку взаимодействия органов

власти и некоммерческого сектора.



Важно попытаться определить, есть ли

барьеры, которые мешают взаимодействию, и что

нужно сделать для того, чтобы процедура

включения граждан в обсуждение ключевых

законов реально действовала.



Сегодня у нас нет технологий выстраивания

этого диалога. Нам только кажется, что все

может происходить само собой. Естественно,

встает вопрос: могут ли стороны сами

договориться или нужны посредники? Во всем

мире существуют посредники, они называются

социальными модераторами. Создание такой

инфраструктуры - очень серьезная задача.



1. Борис СВЕТЛАКОВ, депутат

Законодательного собрания Пермской области,

председатель комитета по социальной политике

и правам человека:



- Следует признать, что постоянного диалога

между государственной властью и

представителями некоммерческого сектора пока

нет. Все наши контакты чаще всего сводятся в

тому, что НКО участвуют в конкурсах

социальных и культурных проектов, иногда

Участвуют в проводимых Законодательным

Собранием депутатских слушаниях или "круглых

столах" и чрезвычайно редко - в разработке

законодательных актов.



На сегодняшний день представители власти не

рассматривают некоммерческие общественные

организации в качестве партнера. Однако, на

мой взгляд, пираться можно только на то,

что сопротивляется. Поэтому я убежден, что

власти и НКО могут и должны сотрудничать,

могут и должны вести диалог. Это обязательно

принесет пользу людям. Перспективы у нас

есть: в ближайшее время начнет

функционировать общественная палата при

Президенте, вполне возможно появится нечто

подобное и в Пермской области.



Вера ШИШКИНА, председатель пермского

отделения Всероссийского общества инвалидов:



- Закон предусматривает, что должны быть

полномочные представители общественных

организаций. И встает вопрос: кто и как

определяет этих полномочных представителей?



Порой приходишь на такие

"круглые столы" или другие мероприятия и

видишь в списках общественные организации,

которые в действительности не работают. Мне

кажется, что отделы по связям с

общественностью администрации должны

контролировать, насколько зарегистрированные

общественные организации выполняют свои

уставные обязательс тва. И если уж их

приглашают, они действительно должны быть

экспертами.



Нас не воспринимают всерьез. Иной раз,

кстати, мы сами в этом виноваты, потому что

недостаточно компетентны. Но иногда мы

проигрываем, потому что варимся в

собственном соку. У НКО нет рупора донесения

своих проблем и вообще того, что они делают,

до широкого круга людей. У нашего общества,

к примеру, есть своя газета для инвалидов,

но попробуйте прорваться на страницы областной

газеты, на телевидение или радио, даже когда

проходят какие-то мероприятия! Журналистов

интересует мнение исключительно официальных

лиц.



Игорь АВЕРКИЕВ, председатель Пермской

гражданской палаты:



- Мы сегодня говорим о взаимодействии власти

и общественности. Самый простой вопрос:

зачем нужно это взаимодействие? Ответ тоже

простой: взаимодействие власти и

некоммерческого сектора необходимо для того,

чтобы каждая из сторон могла повысить

эффективность своей деятельности.

Взаимодействие нужно тогда, когда

чувствуется потребность в помощи.



Мы существуем сегодня в абсолютно

мифологизированном пространстве. У власти

неправильное представление о некоммерческом

секторе, а у НКО - абсолютно мифические

представления о власти. Иногда власть

думает, что перед принятием важных

законодательных актов можно договориться с

наиболее авторитетными общественными

организациями, и все будет нормально. Но

наше общество настолько разобщено,

что нормально договориться не получается.



Андрей СУСЛОВ, директор Центра гражданского

образования и прав человека:



- Спрашивается, всегда ли мы можем найти в

лице некоммерческих организаций

ответственных партнеров для власти? Думаю,

что, к сожалению, нет. А какая

может быть ответственность у НКО? Другая

сторона вопроса: какова ответственность

власти по отношению к некоммерческим

организациям? У власти и так достаточно

ответственности по выполнению своих

служебных задач.



Кроме того, НКО - это всегда довольно

разношерстная среда. Одни говорят одно,

остальные - другое. У власти появляется

большой манипулятивный ресурс. В любом

случае нужно стремиться именно к

ответственному диалогу, который бы

продолжался на разных уровнях и по разным

вопросам.



Думаю, что взаимоответственные отношения НКО

сложились с департаментом образования

Пермской области по вопросам гражданского

образования в школах. Интересен первый опыт

формирования гражданского запроса на

региональную программу развития образования.



Александр КАЛИХ, председатель ПО "Мемориал":



- Я бы очень просил всех присутствующих

проанализировать то, как шла дискуссия по

122-му закону. Насколько активно было давление

Федералов на региональные власти. Дело даже

не в том, я "за" монетизацию или "против". Я

против такого давления. Никакого публичного

обсуждения, нет времени на обдумывание...

Так не должно быть.



Константин ОКУНЕВ, депутат Законодательного

собрания Пермской области, член комитета по

социальной политике и правом человека:



- Мне очень нравится наше общение. Я рад

тому, что вступил в действие 122-й закон, но

рад не его содержанию, а реакции населения.

Я рад, что наше общество начинает

просыпаться. Считаю, что общество и власть

сегодня готовы говорить на одном языке.



Сергей ИСАЕВ, директор Пермского

регионального правозащитного центра:



- Я вижу проблему в том, что общественные

организации зачастую получают устаревшую

информацию. Узнаем фактически об уже

проделанной работе. Все бы могло измениться,

если бы информационные ресурсы администрации

области стали более прозрачными, более

открытыми. Тогда НКО могли бы вовремя

отреагировать на то или иное событие или

хотя бы высказать свою заинтересованность.

Сегодня этого не происходит. Мы реагируем на

что-то произошедшее, и реакция именно

поэтому часто носит негативный характер. Это

реакция людей, мнение которых не учтено.



Павел БЛУСЬ, начальник отдела социальной

политики аппарата администрации Пермской

области:



- Может быть, следует проводить общественные

дискуссию предлагаемым стратегическим

изменениям в регионе? Например, по ежегодным

посланиям губернатора Законодательному

собранию?



Сергей НЕГАНОВ, начальник управления

внутренней политики аппарата администрации

Пермской области:



- Важным условием влияния НКО на принятие

властных решений является интституализация

гражданских инициатив, умение заявить и

цивилизованно отстоять свое мнение. А для

этого необходима система гражданского

образования в регионе. Вероятно, есть нужда

в создании целевой программы развития

политической культуры, переориентация на

вопросы гражданского образования.



Итогом работы "круглого стола" стало

принятие ряда рекомендательных предложений,

среди которых разработка механизмов и

процедур, позволяющих некоммерческим

организациям реально участвовать в

управлении регионом, проведение серии

"круглых столов", семинаров по проблемам

информационной открытости власти перед

населением, рассмотрение возможности

проведения в Перми общественной дискуссии по

обсуждению проблемы влияния региональной

власти на принятие федеральных решений.



Законодательному собранию Пермской области

рекомендовано рассмотреть вопрос о

разработке законопроектов: "О публичных

слушаниях законопроектов Пермской области",

"Об общественном контроле социальной сферы

Пермской области", "О гражданском

образовании", а также рассмотреть

возможность создания Общественного совета

при ЗС.



Администрации Пермской области предложено

рассмотреть все возможные варианты создания

постоянно действующего "круглого стола" НКО

при губернаторе и разработать акты об

экспертно-аналитической деятельности НКО.

Некоммерческим организациям предложить

создать механизм участия в разработке,

принятии и реализации законодательных актов

Пермской области, например через

заявительный список экспертов из состава НКО

или процедуру гражданского заказа.