Газета "Досье 02" № 14.Статья "Новая жизнь на новом посту" Н. Козыревой.

08 апреля 2005
27 января 2005 г. решением Законодательного Собрания Пермской области бывший вице-губернатор Т. Марголина утверждена в должности Уполномоченного по правам человека.

С тех пор прошло чуть более двух месяцев. Наш корреспондент встретился с Т. Марголиной, чтобы поинтересоваться, как она чувствует себя на новом месте.

- Нормально, - улыбнулась нашему вопросу Татьяна Ивановна. – Первый месяц было сложно. Я была далека от эйфории, что приду на эту должность и все будет продолжаться так, как это было при моем предшественнике С. Н. Матвееве. Потребовался месяц для того, чтобы выйти на установление контактов уже в новом качестве. Сегодня я все больше обретаю уверенность в договоренностях со многими, кто готов сотрудничать с Уполномоченным по правам человека.

- И все же наверняка ваше понимание роли Уполномоченного, в частности, в нашем регионе, имеет свою индивидуальность?

- Сохраняя линию защиты прав людей, я пытаюсь перевести эту деятельность в плоскость более перспективную. Я считаю, что необходимо создавать условия для того, чтобы человек сам, самостоятельно, мог быть гражданином, то есть умел отстаивать свои собственные права. А для этого должна быть более выражена линия правового и гражданского образования. Когда человек обладает знаниями, он действительно становится уровень с властью и может не только поднять, но и отрегулировать свои проблемы.

Второе направление моей деятельности связано с созданием на территории области большого количества общественных организаций, гражданских институтов, которые могли бы заниматься этой деятельностью.

И третье направление, о котором я хочу сказать. Необходимо предъявлять претензии к тем, кто сегодня не так, как нужно, исполняет свои функциональные обязанности на том или ином уровне власти. Уверена, что сегодня региональное законодательство позволяет в частном порядке эти вещи регулировать.

Нам принципиально важно, чтобы поток обращающихся к Уполномоченному постепенно уменьшался. Но произойти это может только тогда, когда и работающие во власти, и институты гражданского общества станут создавать прямые механизмы сотрудничества и разрешения споров между властью и гражданином.

- Вы говорите о создании института посредничества?.

- Посредничества либо урегулирования конфликтной ситуации. Вот смотрите. Есть интерес у потребителя тех или иных услуг, у гражданина. И ест какие-либо ограничители, например бюджетные, у представителя власти. Один работает в модальности «дайте мне», а другой – «не дам».

Если отношения останутся на таком уровне, кроме агрессии и раздражения, это ничего не даст. Но есть возможность перевести противостояние в другой вариант. Например, представитель власти объясняет, что пока удовлетворить требования гражданина невозможно, но через некоторое врем это сделать будет реально. Это уже смягчение. Чиновник обязан находить и выдавать нужную информацию гражданину, который ею не обладает.

Либо чиновник сам начинает искать пути решения проблемы, может быть, не за счет бюджета, а за счет других источников финансирования. Или хотя бы элементарно проявляет понимание и разделяет озабоченность обратившегося к нему человека. Это тоже снижает напряжение.

Создание на территории области атмосферы конструктивного разрешения социальных противоречий, будь т проблема одного человека или целой категории людей, - основная задача, которую я перед собой ставлю.

- Глобальная задача.

- Это еще не все. Я считаю, что должен существовать социальный заказ: каким должно быть наше законодательство. Раз закон будет касаться значительного количества проживающих на территории области, значит, первоначально нужно узнать, чего они ждут. И уже исходя из этого заказа профессионалы будут разрабатывать законы, напрямую касающиеся жизни людей.

Когда мы проанализировали, что в Пермской области есть для этого, выяснилось следующее. Граждане имеют право проявить свое отношение к проектам закона, есть специальная процедура для этого – депутатские слушания, «круглые столы». В Перми вскоре станет практикой проведение публичных слушаний планируемых решений Думы по социально значимым вопросам (таким как Устав города, проект бюджета города, социальные программы и другие).

Есть необходимость разработки и принятия Закона Пермской области «О гражданской экспертизе законов Пермской области», а также участия гражданского общества в разработке новых законов. Могут ли заказчиками социальных изменений быть структуры гражданского общества, в частности представители общественных и некоммерческих организаций? Это новое. Если эта технология начнет действовать, не будет сегодняшней ситуации, когда и заказчик, и исполнитель, и контролер – все одно ведомство.