Газета "Деловое Прикамье" № 8.Статья "Важней всего погода в доме" Л. Соколовой

09 марта 2005


Важней всего погода в доме

Резкие разногласия власти и общества ставят под угрозу стабильность государства

Любовь Соколова

Татьяна Марголина приняла пост уполномоченного по правам человека в Пермской области на пике социального обострения, вызванного реализацией пресловутого 122-го закона. Должность уполномоченного – новшество, введенное пока в 29 регионах России. По оценкам российских экспертов, закон Пермской области, регламентирующий деятельность посредника между властью и обществом (так трактуется назначение уполномоченного по правам человека), демократичен настолько, что позволяет сегодня считать Татьяну Марголину самым независимым чиновником России.

Формулируя первоочередные задачи, она говорит о необходимости в ближайшее время резко увеличить в рабочем графике долю времени, отведенного для личного приема граждан. Имеющийся опыт показывает, что основной вал обращений в приемную регионального уполномоченного по правам человека связан с жалобами граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, на втором месте – проблемы беженцев, далее – негатив, связанный с работой патронатных учреждений. Болевые точки известны. Приоритетные темы определены в имеющихся отчетах уполномоченных. Но текущие тенденции 2005 года свидетельствуют о стремительном смещении акцентов. Появление новых очагов социальной напряженности свидетельствует о наличии крупных системных сбоев в коммуникативном канале власть - общество. Накопившиеся факты необходимо анализировать и делать выводы. При этом Татьяна Марголина не намерена становиться еще одним передаточным звеном в бюрократической цепи бесконечных инстанций. Ее цель - наладить механизм общения человека и власти в формате, не требующем вмешательства вышестоящих органов. Значит, придется выстраивать отношения с чиновничеством.

Гражданское общество формулирует претензии к качеству власти, исходя из таких критериев, как ответственность, компетентность и профессионализм. Но сами по себе институты гражданского общества должны быть достаточно развиты для того, чтобы оказывать существенное влияние на власть. Поэтому в ряду приоритетов уполномоченного по правам человека числится работа, способствующая совершенствованию общественных институтов, действующих на территории региона. Культура гражданского согласия зиждется на способности населения формулировать и выдвигать гражданские инициативы, объединяться по интересам для проведения переговоров с властью, для участия в экспертизе принимаемых решений. По мнению Татьяны Марголиной, уполномоченный по правам человека несет ответственность за создание благоприятных условий для развития гражданского общества в регионе.

Интервью с Татьяной Марголиной читайте на стр. 2

Стр. 2.

Продолжение, начало на стр. 1

Декларация прав человека, к которой в свое время присоединилась наша страна, по форме и стилю похожа скорей на литературное произведение, нежели на нормативный акт. Тем не менее дух и буква итогового документа ХХ века стали мерилом соответствия (или несоответствия) для авторов и критиков большинства нормативно-правовых актов, действующих в отечественном правовом поле, в том числе и самого главного - Конституции РФ.

- Какая роль отводится сегодня региональному уполномоченному в деле охраны прав человека на вверенной территории?

- Надзорные функции за соблюдением юридических норм выполняет прокуратура. Я не вижу смысла дублировать этот орган. Назначение уполномоченного иное. Представьте, что решается некий больной вопрос. Решается он в полном соответствии с нормами законодательства, но с точки зрения справедливости, милосердия или даже целесообразности принятое решение не выдерживает критики. Примером может служить ситуация с патронатным воспитанием. В режиме эксперимента, который проводился на территории Пермской области, патронатное воспитание дало хороший результат. Опыт обобщили, Законодательное собрание приняло региональный закон. Но сразу же поступил протест прокуратуры. Суть в том, что в федеральном законодательстве нет понятия «патронатное воспитание». Опекуном сироты выступает детский дом в лице директора, и передавать ребенка на воспитание в семью, пусть даже в семью сотрудника детского дома, закон не позволяет, несмотря на то что по всем показателям для ребенка проживание в семье предпочтительно. Областной суд встал на сторону ЗС, дело поступило в Верховный суд, потом этот нонсенс обсуждался на правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, было дано поручение внести изменения в федеральное законодательство. Вопрос так и не решен до конца. Хотя в споре между правом ребенка на воспитание в семье и формальным правом, которое не позволяет этого, мы получили поддержку на всех уровнях. Право - отрасль консервативная, думаю, что завершение урегулирования вопроса о патронатном воспитании дело времени. Мы выявляем проблемные зоны, обозначаем их, привлекаем к ним внимание и в идеале должны добиваться компромисса между всеми сторонами конфликта. Порой даже требуется выходить за рамки существующего законодательства, поэтому уполномоченный по правам человека наделен правом законодательной инициативы.

- Что сегодня является зоной социального дискомфорта?

- Наступила эра коренных преобразований в социальной сфере. Необходимо

подробное информирование населения, кропотливая разъяснительная работа. Но как раз сейчас право на информацию реализуется слабо. Медиарынок структурирован таким образом, что на страницах газет и в эфире осталось чрезвычайно мало места для аналитики. В то же время общественные институты не спешат заполнять образовавшуюся нишу просветительскими проектами. Думаю, сейчас было бы уместно появление организации, работающей как преемник общества «Знание». Разумеется, на новой стилистической и технологической основе. Прошлой осенью я по приглашению немецкой стороны участвовала в так называемых «подиумных дискуссиях» на тему российско-германских отношений. Вот пример удовлетворения общественного интереса к назревшему по какой-то причине вопросу. Надо сказать, что Фонд Аденауэра высказал готовность поддержать аналогичные инициативы в Пермской области.

- Но фонды в последнее время сворачивают деятельность в России?

- Такова специфика работы гуманитарных фондов – они ничего не навязывают, лишь поддерживают инициативы. В свое время был сформулирован социальный заказ и через систему стажировок и обучающих программ прошли многие муниципальные служащие, сотрудники СМИ. Благодаря деятельности гуманитарных фондов был сформирован интеллектуальный ресурс НКО. Сейчас необходимо выстраивать взаимодействие всех имеющихся общественных институтов. Это задача следующего уровня. Для того чтобы получить адекватную поддержку, нужно задачу сформулировать. Мы действительно очень изменились за последние 15 лет. Но мир тоже меняется. Чтобы не останавливаться в своем развитии, надо запустить систему непрерывного гражданского образования.

- Какие существуют измерители, индексы для оценки гражданского благополучия территории?

- Есть такой показатель как организованность и развитость гражданского общества в регионе. Критерием служит количество инициатив, заявляемых в публичной форме: пикеты, голодовки, забастовки, демонстрации. Чем больше,тем лучше. Для меня это несколько неожиданно. Если рассматривать забастовку как законодательно разрешенную акцию, то надо все-таки иметь в виду, что это крайняя мера. На мой взгляд, публичное заявление – это показатель того, что другие меры взаимодействия оказались неэффективными. Мне ближе другой подход, основанный на анализе и классификации обращений граждан.

- Что является для вас приоритетом: интересы личности или государства?

- Дискуссия на эту тему закрыта в начале 90-х. Точку поставила социально ориентированная Конституция РФ. Другое дело, что заявленный приоритет вступает в противоречие с многовековой традицией - имперской, затем советской. Это диалектическое противоречие, не разрушающее общую концепцию приоритета личности. В каждом отдельном случае нужно делать взвешенный выбор.