Газета "Звезда".Статья " По "горящей путевке" Е. Плотникова.

22 мая 2004




Нарушение регламента работы, бюджетных законов для областного парламента становится нормой: «горящих» документов, требующих ускоренного рассмотрения, становится все больше.



В минувший понедельник проводилось заседание консультативного совета при спикере Николае Девяткине, на котором предварительно обсуждались вопросы предстоящей «пленарки». Вроде все согласовали и обо всем переговорили. Но тут, «под занавес», примчались аж три вице-губернатора! Один требовал включить в повестку вопрос о скорейшем акционировании «Пермфармации». Другой уповал на необходимость повышения платежей на неработающее население в Пермский областной фонд обязательного медицинского страхования. Третий ратовал за скорейшее изменение закона, касающегося бюджета содействия инвестициям...

Ну, надо, так надо! Николаю Андреевичу «входить в положение» не привыкать. Так к уже имеющейся повестке дня был присовокуплен дополнительный список из шести вопросов. Забегая вперед, скажем, что все они были быстрехонько рассмотрены на «пленарке» и приняты без всяких дискуссий в первом чтении. И никто не вспомнил, что по существующему регламенту законопроекты, выходящие на первое чтение, должны поступать депутатам не позднее десяти дней до даты заседания. Чтобы ознакомились, посоветовались в своих округах.

Да, «горящих» документов, требующих ускоренного рассмотрения в парламенте из-за разного рода форс-мажорных обстоятельств, становится все больше. Кроме этих шести законопроектов были и другие. Поскольку они особо не лоббировались исполнительной властью, то участь их оказалась весьма незавидной.

Уполномоченный по правам человека Сергей Матвеев просил увеличить смету расходов на обеспечение деятельности своего аппарата. Мол, выросли тарифы за пользование автобазой, за услуги связи, увеличились командировочные расходы. Суть была понятна всем, но регламентные формальности Сергеем Николаевичем улажены не были. Самое главное и «святое» условие рассмотрения - заключение губернатора на этот законопроект - в комитеты накануне «пленарки» так и не поступило. Оно появилось на столах народных избранников только в день заседания. «Сырой» законопроект с первого захода не прошел.

Председательствующего в этот момент надо было видеть и слышать! Николай Девяткин, суетливо оглядев зал, вдруг спросил, не хочет ли кто-нибудь инициировать повторное голосование? Да, такого в парламенте еще не бывало! Случалось, правда, что инициатива о переголосовании исходила от рядовых депутатов, но чтобы от самого спикера...

Желающих угодить Николаю Андреевичу оказалось немало. Предложили не просто повторно переголосовать, но и вынуть из системы для голосования карточки вышедших из зала депутатов. От развернувшейся следом дискуссии повеяло скандалом. Одни народные избранники упрекали своих коллег в увлечении формализмом. Другие - требовали соблюдения всех принятых в парламенте процедур.

- Что за поспешность?! - кипятился депутат Вячеслав Вахрин. - Этот вопрос стоял у нас в комитете в повестке дня. Поскольку не было заключения губернатора, мы его рассматривать не стали. Сергей Матвеев приходил к нам докладывать, но, узнав о снятии вопроса, прояснять свою позицию в режиме дискуссии отказался и демонстративно ушел. По логике ему надо бы извиниться перед членами социального комитета, а уж потом просить поддержки. Появившийся на табло результат - вполне осознанный. Поэтому нужно переносить рассмотрение этого вопроса на следующее заседание. Но мы не против в перерыве собрать комитет и вынести по проекту свое решение.

При повторном голосовании табло опять высветило «не принято». Попытка Николая Девяткина поставить предложение Вячеслава Вахрина на голосование не увенчалась успехом. Вячеслав Михайлович его снял.

Любой непринятый закон - это минус для депутатского корпуса в целом и председательствующего в частности. Конечно, чисто гипотетически спикер мог и дальше инициировать процедуры переголосования. Ведь, помнится, на прошлой «пленарке» закон, касающийся квотирования рабочих мест для инвалидов, ставился на голосование трижды.

А вот к собственным законодательным инициативам депутаты относятся почти по-родственному. На социальном комитете начальник Государственно-правового управления Лина Рудая робко высказалась насчет того, что народные избранники сплошь и рядом нарушают областной закон «О бюджетном процессе». Мол, право инициативы по внесению изменений в бюджет в процессе его исполнения принадлежит только губернатору!

И в самом деле. Финансовый год вовсю идет, а народные избранники разродились целой кучей проектов, предусматривающих сокращение бюджетных доходов и рост расходов. Депутат Александр Каменских выходит с инициативой реструктуризировать налоговые долги предприятий перед областным бюджетом и территориальным дорожным фондом. Зампред регионального комитета Игорь Пастухов хлопочет о выделении из бюджета средств на проведение в Перми всероссийской конференции Контрольно-счетных палат. Да еще и депутат Александр Флегинский заговорил о необходимости выделения из казны 380 тысяч рублей для обеспечения бесплатной юридической помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Справедливые и своевременные претензии Лины Даниловны депутаты обратили в шутку. Дескать, лишить права законодательной инициативы их может только избиратель. Лина Даниловна шутку оценила и свое мнение теперь высказывает преимущественно в письменном виде. Видимо, чтобы не поднимать лишнего шума.

Странное создается впечатление. Депутаты, разрабатывая и принимая законы, пытаются упорядочить жизнь всего населения области. Сами же, игнорируя принятые ими бюджетные законы и регламент, живут и работают, что называется, «по понятиям». Но ведь, в отличие от простого населения, закон для парламентариев - не аксиома, не догма. Если он оказался нежизнеспособным, неработающим, так почему бы его не изменить? Не довести до уровня приемлемого?

Аппарат не успевает подготовить и направить депутату законопроекты загодя, за десять дней до заседания? Так ведь можно сократить срок до, предположим, пяти дней. Ограничение в бюджетном законодательстве ущемляет права депутатов? Так надо это ограничение отменить. Исполнительная власть с «горящими» вопросами донимает? Прописать в регламенте срок для подачи «горящих» проектов, либо вовсе их не принимать.

Конечно, можно постоянно жить и работать «в пожарном режиме». Только в таком случае парламентские заседания раз от раза будут все более походить на балаган. И закончится это так, как предсказал на апрельской «пленарке» один из народных избранников. Для рассмотрения «сырых» законопроектов депутатский корпус будут закрывать в зале на ключ, не будут кормить, поить и отпускать в туалет. И пусть себе переголосовывают пока не примут. Но это, наверное, уже будет трудно назвать парламентом.

-