"Российская газета в Прикамье" № 103.Статья "Не мы выбираем, за нас выбирают" С. Владимировой.

20 мая 2004
Не мы выбираем, за нас выбирают…

Новый порядок избрания главы администрации нарушает права населения

самоуправление

Светлана Владимирова

Земское собрание Красновишерского района решило воспользоваться возможностями, которые предоставляет ему Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 154-ФЗ – с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом № 131 от 6 октября 2003 года. Оно приняло решение о том, что глава местной администрации будет избираться не населением, а земским собранием из числа собственных членов.

Статья 36 названного закона гласит: глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. А статья 84 уточняет: требования нового закона о порядке избрания (назначения) глав местных администраций применяются по истечении срока полномочий глав, занявших свои кресла до вступления в силу настоящего закона.

Представительным органом муниципального образования в Красновишерском районе является земское собрание. А полномочия главы района истекают 17 декабря 2004 года. Именно в преддверии этой даты земское собрание внесло в Устав изменения, которые позволяют этому органу принять на себя все тяготы по избранию нового главы.

Со стороны закона здесь как будто бы все в порядке. Однако населению района предстоящая замена народного избранника на избранника земского собрания почему-то не внушает оптимизма.

До выборов в Красновишерске еще более полугода. Однако уже сейчас жители заявляют: новый порядок нарушает их права. За консультацией по этому поводу корреспондент «РГ» обратился к уполномоченному по правам человека в Пермской области Сергею Матвееву. Как выяснилось, жалобы от электората, который оттирают в сторону, поступают и на его имя.

В частности, в адрес уполномоченного поступило обращение гражданки Н. с просьбой оказать содействие в восстановлении ее в избирательном праве в связи с внесением изменений в Устав Красновишерского района Пермской области, принятых решением Земского собрания 29 января 2004 года за № 272.

- Меня в данной ситуации беспокоят два момента, - комментирует Сергей Матвеев. – Первое: исполнительная и законодательная власть – это две разные ветви власти. Вместе они создают некий баланс между интересами власти и интересами населения, обеспечиваются сдерживающий фактор и фактор контроля. Мне не совсем понятно, как будет обеспечиваться независимость главы при избрании его из числа депутатов: сами назначили, сами сняли. Конечно, избранного народом главу тоже можно снять, но как показывает наша практика, сделать это не так-то просто. Еще один вопрос: каким образом депутат представительного органа, одновременно являясь главой, будет осуществлять подбор команды менеджеров по управлению городом или районом? Исходя из позиции депутатов? Тогда это не две ветви власти, а одна.

Я глубоко убежден, что соединение двух ветвей власти не является целью административной реформы. Особо подчеркиваю: закон предусматривает возможность назначения главы территории, но это еще не есть руководство к действию и спешному внедрению новаторских идей. Сначала нужно все взвесить. Моя позиция – нарушение конституционных и общеполитических прав граждан все-таки имеет место.

И еще один момент. При сложившейся системе выборов на место главы города или района может претендовать любой гражданин, что обеспечивается общими принципами нашей избирательной системы. При избрании главы из числа депутатов происходит нарушение избирательных прав граждан, которые депутатами не являются, - и право избирать, и право быть избранным. Мне возражают: тот, кто хочет быть главой, должен баллотироваться в депутаты. А если он не хочет быть депутатом? А если он не уверен, что 20 депутатов – каждый с собственными взглядами и амбициями – смогут оценить его столь же объективно, как население?

Отдельный круг вопросов касается устава муниципального образования как нормативного акта. Уставы всегда принимали депутаты как представители избирателей. Теперь система управления территорией меняется в корне. И у меня возникает вопрос: а не есть ли это прерогатива референдума? Может быть, следует спросить население: согласно ли оно отказаться от своего конституционного права на прямые выборы главы местного самоуправления в пользу ограниченного числа лиц? Готово ли оно к тому, что выборы главы из всенародного мероприятия превращаются в вопрос, который решается в узком кругу?

Добавим, что красновишерский опыт интересен для Прикамья не только сам по себе, но еще и как прецедент. Известно, что в областном центре создана рабочая группа, которая изучает возможности нового законодательства о выборах и соответствующие изменения Устава Перми. Здесь электоральные ножницы получаются подлиннее, чем в глубинке. Либо судьбу самого большого кресла Перми решает ее миллионное население, либо депутаты городской Думы числом 24 человека. Дистанция огромного размера…

Кстати, уполномоченный по правам человека обратился к спикеру Думы Игорю Сапко с просьбой включить его в рабочую группу. Ответа пока не получил…