Газета "Новый компаньон" № 12.Статья "Верхи" и "низы" ищут компромисс" Т. Хавровой.

06 апреля 2004
«ВЕРХИ» И «НИЗЫ» ИЩУТ КОМПРОМИСС





В рамках реформы системы образования

В рамках программы реформирования системы управления общественными финансами, по заказу обладминистрации специалистами Экспертного института была разработана и апробирована методика перехода на подушевое финансирование среднего и дополнительного образования. На прошлой неделе участники образовательного процесса собрались в областном Законодательном собрании на «круглый стол», чтобы обсудить, чего удалось достичь в рамках реализации этих проектов.

По мнению руководителя областного департамента образования Александра Зимина, проходящая сейчас оптимизация общеобразовательных учреждений необходима региону, так как распределение школ между городом и селом неравномерно. Кроме того, она становится выходом с точки зрения решения демографических проблем. В целом, как отмечает Зимин, по итогам 2003 года условия обучения школьников в общеобразовательных учреждениях улучшились по девяти показателям (перевод в более комфортные здания; обеспеченность горячим питанием; наличие компьютеров и т. д.).

Но не все так радужно воспринимают процессы оптимизации. Уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей Матвеев в своем выступлении отметил, что оптимизация есть не только сокращение, ликвидация, но и открытие учреждений образования. Однако, по демографическим прогнозам, в ближайшие семь лет количество детей, поступающих в школы, будет только снижаться. Поэтому плановое сокращение учебных заведений вопрос не праздный: необходимо продумать, как наиболее рационально проводить сокращение, что делать с освобождающимся кадровым составом и новыми выпускниками педагогических вузов. Разработка и внедрение в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами информационной системы по сфере образования позволит планировать количество учебных мест и соответственно необходимое для них финансирование на шесть лет вперед.

Много внимания участники «круглого стола» уделили обсуждению преимуществ и недостатков подушевого финансирования. Предполагается, что принцип «деньги идут за ребенком» заставит школы конкурировать в борьбе за учеников и повышать качество своих услуг. А бюджет может сэкономить средства.

Сегодня более 80% общеобразовательных учреждений Перми в качестве эксперимента сформировали свой бюджет, исходя из «подушевки». По словам главы комитета по образованию администрации Перми Николая Карпушина, большинство из них вписались в предложенные нормативы фонда оплаты труда (4540 руб. на ученика в год для общеобразовательных школ, 7371 руб. — для лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов). Они даже получили профицит, который, считает Карпушин, мог бы быть перераспределен на иные нужды.

Перед началом эксперимента по введению подушевого финансирования у директоров некоторых школ возникли вопросы, касающиеся неравномерности затрат на обучение детей в разных ступенях школы, коррекционных классах и, наоборот, в экспериментальных, продвинутых школах.

Апробация в 2003–2004 учебном году подушевой системы позволила и администрации Перми, и школам сэкономить часть выделенных по нормативам средств. В связи с этим представители педагогического сообщества предложили разработать механизм, при котором высвобожденные средства оставались бы в отрасли и использовались на повышение качества образования. Директора школ хотели бы иметь возможность распоряжаться сэкономленными средствами, чтобы избежать ситуаций, о которых рассказал представитель одной из сельских школ: его учреждение смогло сэкономить на коммунальных услугах, однако эти деньги... забрали и передали в другую школу. На данный момент специалистами Экспертного института такой законопроект разработан.

Кроме модернизации системы общего образования участники «круглого стола» обсудили первые шаги реформы дополнительного образования.

После распада пионерской организации дополнительные образовательные услуги перешли по большей части во дворцы творчества, клубы и т. д. В системе дополнительного образования в рамках «Программы реформирования...» также введен принцип «подушевки»: на каждого ребенка, посещающего учреждение дополнительного образования, заведен именной сертификат. По нему ученик может бесплатно посещать только один кружок, все остальные для него будут платными. Исходя из количества детей, которые посещают кружки, формируется бюджет учреждений дополнительного образования.

По словам Николая Карпушина, введение именных сертификатов позволило оптимизировать в них расходы по фонду оплаты труда на 24 млн 46 тыс. руб. А благодаря расширению спектра платных услуг во дворцах творчества удастся оптимизировать еще 12 млн 840 тыс. руб. Таким образом, общая экономия составит больше 36 млн руб.

Со стороны педагогов в адрес властей прозвучало предложение обратить внимание не только на финансовую, но и на содержательную сторону дополнительного образования. Так, руководитель центра творчества «Исток» Наталья Рослякова предложила перед «активным этапом» процесса оптимизации обратить детальное внимание на направления деятельности, которые будут сохранены. Возможно, часть кружков разумно организовать на смешанной основе: за плату и бесплатно.

Конечно, подушевая система приведет к некоторому сокращению бюджетного финансирования учреждений за счет отказа от оплаты обучения «мертвых душ». Программа реформирования системы управления общественными финансами позволила проводить семинары для руководителей учреждений дополнительного образования, которые помогают им рациональнее вести управление в новых условиях.

А уполномоченный по правам человека поставил под сомнение собственно финансовую целесообразность некоторых шагов. Так, Матвеев отметил, что сегодня в общем образовании дополнительные услуги выводятся за рамки учебного процесса: они являются «прокладкой» между начальной школой и единым муниципальным тестом, основной школой и малым ЕГЭ. По мнению Матвеева, культурным, нравственным воспитанием ребенка никто кроме школы заниматься не будет, никто не будет за это отвечать и это контролировать. Поэтому их выведение за рамки учебного процесса ни к чему хорошему не приведет.

Наконец, на «круглом столе» был поднят вопрос о доступности дошкольного образования в области. Представители обладминистрации отметили, что за последние годы число детских садов значительно сократилось из–за падения рождаемости, также много учреждений из ведомственных стали муниципальными.

Власти намерены поддерживать такие направления, как организация групп краткосрочного пребывания детей и реорганизация детских садов в структурные подразделения при школах. Но главное, к чему стоит готовиться руководителям учреждений дошкольного образования, это переход на подушевое финансирование.

В конце обсуждения участники высказали свои предложения, которые были внесены в рекомендации «круглого стола». Также со стороны вице–губернатора Татьяны Марголиной прозвучало предложение создать рабочую группу по управлению процессом модернизации. Помимо непосредственных участников процесса туда могут войти и депутаты различных уровней. Очевидно, что такой ход мог бы смягчить дележ бюджета образования. Ведь представители педагогической общественности неоднократно говорили, что «верхи» пока очень мало информируют их о целях и задачах проводимых реформ. Между тем, обсуждение некоторых деталей, поиск компромисса могли бы оказаться полезными для отрасли образования.

Материал подготовлен при содействии администрации Пермской области