Газета "Пермский обозреватель" № 5.Статья "Для народа не жалко" О. Смирнова

16 февраля 2004
Бизнес Прикамья готов занимать активную социальную позицию

Добровольное, выходящее за рамки требований закона финансирование социальной сферы Пермской области – именно такой подход обсудили на минувшей неделе в стенах областной администрации руководители крупнейших предприятий Пермской области. Круглый стол вел заместитель губернатора Татьяна Марголина, она и обозначила главный принцип – помощь от бизнеса нужна, но и интересы бизнеса тоже необходимо соблюдать.

На благое дело

Термин «социальная ответственность бизнеса» сегодня превратился в один из самых широко употребимых. О следовании подобному принципу заявляют предприниматели, верность выбранного подхода подтверждают власти. Последние недвусмысленно дают понять, что иного пути у бизнеса нет. Бизнес все понимает и реагирует соответственно – в середине октября был создан комитет по социальной ответственности крупного бизнеса с Росийском Союзе Промышленников и Предпринимателей. Уже в наступившем году о необходимости предпринимателей вести дела «нравственно» заявила Русская православная церковь. В Прикамье решили не отставать от общероссийских тенденций.

Состоявшийся круглый стол показал готовность руководителей крупных предприятий Прикамья соответствовать духу времени и всесторонне помогать властям в решении социальных проблем. Почти каждое выступление директоров начиналось с рассказа о «проделанной работе». Тезис подтвердила и Т. Марголина, которая рассказала, что на протяжении последних лет большой социальный груз несут многие крупные предприятия Прикамья, такие как «ЛУКОЙЛ», Пермская приборостроительная компания и другие. Президент ЗАО «Уралгазсервис» В. Сазанов поведал, что в прошлом году за счет средств компании было построено 25 км газопровода, благодаря чему 7000 жителей области используют природный газ. Генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Пермь» Н. Кобяков сообщил, что от работы компании зависит жизнь 30% жителей области, и этот факт «просто требует от предприятия ведения активной социальной работы», которая выделена в отдельное постоянное направление в деятельности предприятия.

«Мы подумаем»

Объяснение собственного «альтруизма» у всех промышленников звучит примерно одинаково: для того, чтобы быть по-настоящему современной коммерческой структурой, уже недостаточно иметь высокие прибыли, зарплату сотрудников, престижный офис. Сейчас задачи бизнеса тесно связаны с тенденциями развития всего общества. Известное выражение классика «жить в обществе и быть свободными от него нельзя» можно применить и к бизнесу – его черты напрямую связаны с современным состоянием общества. Социальная ответственность бизнеса происходит от осознания того, что организация должна действовать в интересах сообщества, ресурсами которого (кадровыми, экологическими им пр.) она пользуется.

Несколько идеалистическую картину нарушил уполномоченный по правам человека С. Матвеев, напомнив, что «бизнес всегда двигается туда, где выгодно». От него же последовало предложение превратить круглый стол в координационный совет, главная цель которого – определить правила игры по отношению к населению со стороны предприятий, считающих себя социально ответственными. Деятельность предприятий в области поддержки социальной сферы, считает Матвеев, должна носить стратегический характер (с отдачей через 5-10 лет, а не единомоментным эффектом), способный улучшить имидж компании.

Итогом работы круглого стола стало общее решение о необходимости координации действий власти и бизнеса, что позволит правильно потратить деньги последнего для решения наиболее острых социальных проблем общества. Не теряя времени, Т. Марголина предложила объединить усилия в решении острой и требующей огромных финансовых ресурсов проблемы сельского здравоохранения . Бизнесмены обещали подумать.